Прошлое и будущее российской интеллигенции. Сборник научных трудов - стр. 10
Философские и социально духовно – нравственных политические идеи русской интеллигенции социальный радикализм шестидесятников
Чернышова Л. И.,
кандидат философских наук,
доцент кафедры «Философия»
Финансового университета
при Правительстве РФ
Русская интеллигенция и особенности ее мировоззрения
Возникновение интеллигенции как общественной группы, наделенной особым самосознанием, можно датировать не ранее второй половины ХIХ века. Именно к этому времени относится появление в русском языке самого термина «интеллигенция» (его ввел в оборот писатель П. Д. Боборыкин). Феномен интеллигенции – чисто русское явление, продукт специфических условий социального развития России. В Европе были люди «свободных профессий», люди умственного труда, но интеллигенции как особого социального слоя со своим миросозерцанием не было.
Формирование интеллигенции совпадает с началом нового периода в истории России, который был связан с окончанием «николаевской эпохи», закончившейся поражением в Крымской войне. Общество жило в ожидании перемен. Завершалось время жесткой цензуры, политических гонений на малейшее инакомыслие, запрещения изданий провинившихся журналов, изгнания из университетов провинившихся профессоров.
Общенациональный кризис, в первую очередь связанный с существованием крепостного права, с новой силой обострил социальный вопрос: «Что же делать?». В популярных журналах на первый план выходят наболевшие общественно-политические, нравственные проблемы. Философии в ту эпоху была отведена роль «мировоззренческого основания» суждений и оценок по социально-политическим и этическим вопросам.
Историю русской философии тех лет сложно понять, не уяснив того места, которое в общественной и культурной жизни России занимала интеллигенция, которая по своей идейной направленности представляла либерально-демократическую и революционно-демократическую оппозицию существующему строю.
Какие же признаки определяли принадлежность к интеллигенции? По своему социальному составу интеллигенция была разночинной: в нее входили выходцы из разных сословий. Интеллигенцию как особый социальный слой нельзя отождествлять ни с образованными людьми, ни с людьми умственного труда. Принадлежность к интеллигенции была свидетельством нравственного выбора человека. Интеллигенция возникла как духовное движение, как направленность умов и воль.
Наиболее краткое и точное определение интеллигенции дал выдающийся историк отечественной культуры Г. П. Федотов: «Русская интеллигенция, – пишет он, – “идейна” и “беспочвенна”[25]. Идейность интеллигенции выражалась в том, что догматически воспринятые идеи радикальных течений европейской социально-философской мысли и европейской науки стали замещать собой религиозную веру и выступать в качестве идеала, определяющего жизненные цели. Эти идеи отлились для них в новый символ веры, были приняты как безусловная истина, то есть религиозно-догматически.