Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях - стр. 5
Процесс духовного развития студентов в их профессиональном становлении, по представлению Р.М. Салимовой, должен включать в себя «систему знаний о национальной культуре, национальных традициях, в том числе религиозных, социальноисторических ценностях, отражающих этнопедагогическую самобытность народа» [369, с. 7]. Данное положение выражает отнесение религиозных ценностей к контексту этнокультурной специфики. Вместе с тем, большая часть культурологических исследований рассматривает религиозную мысль в общеисторическом и общекультурном масштабе, который может быть спроецирован на этнические особенности того или иного народа.
Исследование проблем формирования духовной культуры призвано выявить взаимосвязь и взаимообусловленность её национального, религиозного и социально-исторического аспектов. В ситуациях, когда национальная принадлежность оказывается иерархически более важной и религиозные ценности рассматриваются в качестве атрибута этнической культуры, возникает существенная опасность не только для процесса воспитания, но и для процессов межнационального общения. Это обстоятельство требует особого рассмотрения, что и будет сделано в рамках данной работы.
Сделанные Р.М. Салимовой выводы о том, что актуализация и стимулирование духовного развития должны стать неотъемлемой частью процесса профессиональной подготовки будущих педагогов, исходят из определения духовных ценностей, как мировоззренческих и нравственно-этических идей.
Появление работ, в которых духовность начинает рассматриваться не только в русле светской, но и религиозной традиций, задаёт принципиально новое направление в российских педагогических исследованиях конца ХХ века. Религиозная (или конфессиональная) педагогика всё более воспринимается в качестве теоретического фундамента инновационной воспитательной деятельности.
В диссертационном исследовании В.А. Беляевой «Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре» впервые сопоставляются сущность и факторы духовно-нравственного воспитания и развития личности в теории и опыте светской и православной педагогики. Религиозное учение православия предстаёт в качестве концептуальных основ содержания инновационной системы духовно-нравственного становления будущих педагогов, разработанной В.А. Беляевой. Предложенная автором система профессиональной подготовки педагогов реализует духовный потенциал православного христианства в сфере педагогического служения. Сделанные в работе выводы свидетельствуют о высокой эффективности использования религиозных ценностей в процессе профессиональной подготовки педагогов. Решая задачу формирования у студентов педагогического вуза «духовной идеи в процессе приобщения к традициям и духовным ценностям российского народа как безусловным ориентирам в жизни и посредством вовлечения будущих учителей в творческую работу, связанную с созданием авторских образовательно-воспитательных программ духовнонравственного становления и развития учащихся» [44, c. 14], коллектив под руководством В. А. Беляевой выстроил систему духовно-нравственного становления личности учителя в русле православной педагогической традиции, в которой преподаватели вуза оказывали воспитывающее воздействие на учащихся средних школ посредством воспитания студентов.