Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях - стр. 4
Необходимость и целесообразность обращения к религиозным традициям и религиозной педагогике наиболее полно начинает проявляться в педагогических исследованиях в середине 90-х годов ХХ века. Значительное место в названном обращении занимают проблемы поиска духовных основ профессиональной деятельности.
В диссертационном исследовании «Изучение истории религий как фактор развития общей культуры учителя в процессе повышения квалификации» В.Л. Ширяев пишет «Осмысление проблем сущности религии, её места в истории культуры, роли и функции в образовании и воспитании, становится крайне актуальным, требует объективного и непредвзятого анализа. Это должен понять и учитель, но он в массе своей не готов к достаточно профессиональному разговору с учеником не только по доминирующей конфессии в данном регионе, но тем более по другим конфессиям, распространённым на данной территории» [483, с. 3]. В.Л. Ширяевым обоснована необходимость профессиональной подготовки современных педагогов к нахождению собственной ответственной социально-профессиональной и личностной позиции в сфере религиозной грамотности, повышении уровня и качества общекультурного развития педагогов в научно-религиоведческой подготовке. В работе В.Л. Ширяева обоснованы актуальность проблемы взаимосвязи общекультурного развития учителя и его подготовки в сфере истории религии, а также научно-методическое обеспечение религиоведческой подготовки учителя в процессе повышения квалификации. Называя неготовность современных учителей к самостоятельному профессиональному осмыслению проблем взаимоотношения религии и культуры, религии и образования ни в социально-культурном, ни в социально-профессиональном, ни в индивидуально-личностном плане, В.Л. Ширяев предлагает решать названное противоречие посредством развития общей культуры учителя в области истории религий и религиоведения.
Обуславливая возрастающий кризис в духовной сфере человека игнорированием и забвением религиозных традиций народа, Р.М. Салимова обосновывает актуальность и необходимость духовного развития студентов педагогических вузов в процессе профессиональной подготовки. «Во всех странах, независимо от общественного строя, нарастают такие явления, как алкоголизм, наркомания, преступность, духовно-нравственная деградация. Материальный достаток не даёт решения проблем и не устраняет кризиса, корни которого достаточно глубоки. Многолетнее господство материалистической идеологии, прагматический уклон современной цивилизации, ориентированной на потребление материальных благ, источником которых является внешний мир, привели человека к отчуждению от собственного внутреннего мира и духовных потребностей. Чрезмерная ориентация на потребление разрушает личность, молодой человек становится своеобразным “экономическим животным”, для которого не существует ни идеалов, ни норм поведения» [369, с. 3]. Автор отводит особое место в решении современных проблем духовного развития и воспитания прогрессивным традициям народа, которые называет средством сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального опыта духовных ценностей. В условиях регионализации образования, в том числе высшего педагогического, обращение к народной педагогике, использование гуманистических национально-культурных традиций народа для повышения эффективности подготовки учителя представляется Р.М. Салимовой безусловно естественным. Народная культура в анализируемой работе предстаёт одним из эффективных инструментов воспитания молодежи, который помогает противостоять обрушившемуся на неё потоку псевдокультуры в средствах массовой информации: на телевидении, радио, в прессе и т. д. Важное место в названном направлении профессиональной подготовки педагогов должны занять религиозные знания. «Религия в течение многих веков воспитывала человечество, поднимала его духовные силы, облагораживала нравы и отношения. Она передавала своего рода моральный код, в той или иной мере определяющий идеалы людей, ценности, помыслы и дела. Включая религию как источник духовного развития молодого поколения, нельзя не учитывать неоднозначного к ней отношения. Современной наукой подтверждено, что религия несёт в себе определенное, достаточно последовательное мировоззрение и, следовательно, претендует на появление в сознании людей, впитывающих её идеи, соответствующих идеологических приоритетов. Использование религиозных источников в воспитательных целях делает актуальной и проблему подготовленности педагогических кадров, понимающих подлинную нравственную ценность этической системы религии и способных использовать её духовный потенциал в интересах личностного развития студентов» [369, с.7].