Проект «Историческая память» - стр. 4
После 1917 г., как известно, произошел крутой поворот в отношении к культурным ценностям прошлого. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…». Культурное наследие фактически оказалось заложником нового идеологического режима. Революционная идеология отказа от «исторического багажа», причем на государственном уровне, имела самые тяжкие последствия для выживания наследия, особенно учитывая более чем агрессивный характер новой власти. В наибольшую «группу риска», а по существу под уничтожение, попадают культовые, дворцовые и усадебные сооружения – т. е. лучшее из того, что было создано в национальном зодчестве.
Послевоенное восстановление Екатерининского дворца
Однако уроки истории не лишены парадоксов. Беспрецедентные разрушительные действия властей в отношении наследия стали порождать в обществе не менее сильные «противодействия» в сторону его сохранения. В стране в силу разных обстоятельств и событий – через личное «подвижничество» профессионалов, через изменения в политических курсах, общественных движениях и др. – запускается ряд охранительных механизмов в отношении наследия. Среди них такие, как музеефикация наиболее значимых памятников, приспособление их под новые социальные функции. Но главное – состоялось рождение и постепенный расцвет научной реставрации в самом строгом смысле этого понятия. Мощным катализатором самого серьезного развития реставрационной отрасли стали послевоенные разрушения, когда обнажилась и вышла на первый план такая функция исторического наследия, как национальная самоидентификация – вернее, угроза ее утраты и необходимость в ее воспроизводстве.
Начались масштабные восстановительные работы, прежде всего, в районах массовых военных разрушений – в Ленинграде и его пригородах, Новгородской и Псковской областях, на Украине, в Москве и многих других городах. Дворцы, кремли, древние монастыри и соборы подверглись радикальной переоценке и из идеологически «враждебных» перешли в разряд исторической гордости и важнейших национальных ценностей, подлежащих самому тщательному изучению и сохранению. В 1949 г. отрасль получила свой установочный документ – «Инструкцию о порядке регистрации и содержания археологических и исторических памятников на территории РСФСР», на многие годы закрепивший в практике методическое своеобразие советской реставрационной школы – целостное восстановление первоначального облика памятника (с удалением позднейших исторических наслоений) или реставрация на «оптимальную дату». В этот период были образованы крупные реставрационные институты и комбинаты, в которых трудилась целая плеяда корифеев от реставрации, среди которых наиболее известными были имена П. Барановского, Л. Петрова, Г. Штендера, Л. М. Шуляк, П. Максимова, И. Столетова, Л. Давида, Б. Альтшуллера, С. Подъяпольского, Н. Романова, ленинградцев А. Лебединской, А. Кедринской, А. Гессен, И. Бенуа и многих-многих других их последователей.