Проект «Историческая память» - стр. 3
Первые попытки реставрации древних зданий стали предприниматься на Руси, как гласит предание, уже начиная с XV века (например, перестройка Василием Ермолиным Георгиевского собора в Юрьеве-Польском). К XIX веку стремление так или иначе сохранить наследие предков уже вошло в жизнь русского общества и стало принимать все более систематический характер. Этому во многом способствовало пробуждение в русском обществе интереса к старине, причем до такой степени, что без преувеличения его можно назвать массовым увлечением. В 1866 г. в Санкт-Петербурге по инициативе русских историков, военных и государственных деятелей под покровительством императора Александра II было основано Императорское Русское историческое общество, целью которого было «всесторонне содействовать развитию русского национального исторического просвещения».
Петергоф. Разрушения во время Великой Отечественной войны
Немногим ранее, в 1846 г., под руководством графа А.С. Уварова было основано Московское археологическое общество (с 1864 г. – Императорское Московское археологическое общество), которое имело своей целью «…исследование археологии вообще и преимущественно русской». Заказчиком первой реставрации, выполненной ИМАО, был император Александр II. Объектом реставрационных работ стало здание палат Аверкия Кириллова XVII в. Благодаря успеху этой работы Общество стало методическим реставрационным центром России (после 1889 г. этим стала заниматься Археологическая комиссия).
Члены Общественного совета проекта «Историческая память»
В то время реставрация во многих случаях имела идеологическую и даже «историософскую» подоплеку. Решался вопрос о степени самобытности национальной культуры, об истоках ее архитектуры: западно- или восточноевропейских. Об этом должны были свидетельствовать открывавшиеся во время реставраций детали (романские или византийские). Особенно это касалось самых государственно значимых сооружений – соборов Московского Кремля, Владимира, Новгорода и т. п. Художественная общественность живо реагировала, одобряя или остро критикуя проводившиеся реставрационные работы – то, к примеру, за «возвращение мертвой буквы Византии» (К. Рерих о церкви Спаса Нередицы в Новгороде), то за утрату «наивной самодельщины» (И. Грабарь о ней же). И в этих дискуссиях вольно или невольно продолжалось все то же осмысление вектора культурного развития страны.
В историю нашей отечественной культуры прочно вошли имена знаменитых архитекторов-реставраторов XIX – начала XX веков: Ф. Рихтера, К. Быковского, П. Покрышкина, Д. Сухова и др.