Размер шрифта
-
+

Проект «Человек» - стр. 50

На словах человек может всячески отрекаться от другого, но если последний психически в нем присутствует – благодаря семантическому полю, стереотипу, определенному образу или совпадающей рефлективной матрице – то это означает, что субъект бессознательно его желает.

Можно выделить четыре формы проявления этого внутреннего чувства:

   1) сакрализация;

безразличное или относительное товарищество;

   2) боязливое подчинение или реактивное отношение (ненависть, презрение, сильное впечатление, производимое другой личностью; пренебрежение, которое приводит к вовлечению, возбуждая агрессивность);

инстинктивная зависимость[73] (неудержимая потребность, причем, не имеет значения, положительная она или отрицательная, это может быть и какойто порок, слабость, без которой субъект не может обойтись: курение, секс, алкоголь, азартные игры, членство в клубе и т.д.).

Сакрализация, относительное товарищество, реактивное отношение и инстинктивная зависимость представляют собой те четыре формы связи, которые обусловливают неполноценность нашего внутреннего мира и неотвратимо ведут к самоотчуждению.

Если связь функциональна (облегчает путь, обусловливает рост, развитие), то даже при сакрализации или инстинктивной зависимости субъект оправдывает свое существование.

В данном контексте я рассматриваю только проблему дистонических зависимостей, которые невротизируют нашу идентичность, уменьшая наше присутствие, ограничивая нашу личность и власть над собственным существованием.

Просто уклоняясь от воспоминаний, мыслей, телефонных звонков, разговоров и встреч, невозможно устранить эту зависимость, ибо само поведение субъекта означает, что он желает другого, приманивает его к себе и стремится к нему.

Для окончательного разрыва зависимости необходимо дискредитировать другого в собственном внутреннем жизненном мире. Речь идет о радикальном вытеснении другого, даже если он был добр к нам, даже если он очень помог нам тогда, когда мы в этом нуждались, даже если в глубине души нам его жаль.

Это – решительный разрыв изнутри, стирание любого воспоминания об этом человеке. Тогда динамика исчезает, контакт нарушается, происходит внешний пересмотр без вовлечения субъекта, так как следы присутствия другого уничтожены во внутреннем мире индивида, а также в сновидениях или в бессознательном. Внешняя связь не имеет значения. Это – беспощадное и необратимое устранение любым способом другого из собственного внутреннего мира.

Только после разрыва внутреннего контакта возможна метанойя[74].

«Убить» означает уничтожить сложившийся у субъекта образ. Не следует демонстрировать внешнее пренебрежение другому, оскорбляя или прогоняя его прочь, потому что подобное поведение лишь укрепляет зависимость, свидетельствуя об инфантилизме. Субъект должен уничтожить свою связь, некую часть себя, связанную «с…», устранить свой модуль отношения «к…», отсечь то, что затягивает его в регрессивную модальность самого себя. Таким образом, он уничтожает ту часть внутреннего мира, которая принадлежит другому, или внутренний мир другого, которым является он, к которому он принадлежит или который его – каким-то образом – сформировал.

Страница 50