Проект «Человек» - стр. 19
– комплекс, который остается скрытым, но обладает собственной тематикой, несмотря на отсутствие у него таких точных структур, как у «Я». Если «Я» для достижения цели использует различные логики и сознательные инструменты, то комплекс реализует ее обходным путем: избегая зоны рефлексии, он стремится завладеть объектом. Он архаичен, малоразвит, но наделен большой силой однонаправленной агрессивности[34].
В той или иной степени комплекс проникает во все аспекты жизни человека, являясь тем индивидуальным моментом, который представляет нам внешнюю реальность исключительно с позиций своей тематики и трагически связывает нас с монитором отклонения.
Пятая – монитор отклонения, который, действуя заодно с комплексом, вызывает патологическое сопротивление[35]: одна часть организма борется с другой. Индивид видит реальность, но начинает ей сопротивляться, уничтожая без всякой для себя пользы собственный позитивный жизненный порыв. «Я» хотело бы, но комплекс сводит это желание к нулю, как бы вопрошая: «А что скажет твоя мать? Да ты отдаешь себе отчет? Ты об этом подумал?».
Итак, в действительности «сопротивление» означает влечение, внутренне присущее субъекту, но противодействующее его самореализации. Это препятствие, затруднение, с которым он сталкивается внутри себя. Впрочем, не следует забывать, что во всем этом единственный капитал всегда целостен.
Шестая – внешние факты, историческое событие, имеющее отношение к объекту или близкое к нему, которое сохранилось в памяти: это – события, происходящие с субъектом, которые его меняют, обусловливают, обновляют, позволяют проявиться; иными словами, это – другие.
Эти шесть структур, являясь кодами или «выразителями», всегда представляют собой внешние проявления некоего единого целого, но между ними существуют иерархические отношения. Если мы хотим отыскать собственную истину и контролировать ее, чтобы достичь успеха, необходимо прислушаться к этим шести основным факторам. Если хотя бы один из них отсутствует, то у нас нет объективной уверенности.
Сновидение распределяет все роли: оно раскрывает желания комплекса, сообщает о присутствии семантики и о правильности или ошибочности поведения «Я» по отношению к Ин-се. Ин-се есть критерий истины, внутренний учитель. Оно говорит посредством структуры «Я», морали комплекса, семантического вмешательства, второстепенных исторических обстоятельств; оно позволяет услышать свой голос, говоря ясными образами той культуры, к которой относится субъект. В своей речи оно использует все средства, сообщая о том, «что» и «почему» происходит (причину), а также указывая, есть ли выход или нет, является ли этот выход единственным или существуют другие возможности.