Пробуждение. Цитаты Р. Бертона - стр. 4
Другие усилия, укрепляющие сущность, включают в себя трансформацию негативных эмоций и наслаждение утончёнными впечатлениями, такими как высокое искусство, музыка, книги и природа.
Распознавание Пути
Путь к Высшей Сути начинается из одного и того же места в каждом из нас (сущность) и стремится к желанию чего-то лучшего или высшего. Между двумя точками этот путь обычно скрыт джунглями Майи (иллюзии), который представляет собой мир желаний, страхов, воображения и отождествления со многими обыденными сторонами жизни. Это царство «множества „Я“» – множества иллюзорных, изменчивых и воображаемых вещей, к которым мы привязываемся.
Главный источник иллюзий – наши низшие центры. Иногда Роберт Бёртон называет их «машиной». Низшие центры это – интеллектуальный, эмоциональный, двигательный, инстинктивный и половой центры. Наблюдение за ними важно для понимания их функций, исправления неправильной работы центров и приведения в равновесие для того, чтобы Высшие Центры смогли проявиться. Но ещё более важная цель их изучения заключается в том, что это показывает, чем Высшая Суть не является. Мы все имеем склонность называть «Я»> каждый импульс из низших центров, но в действительности эти многие «Я»> не едины. Они не относятся ни к Высшей Сути, ни к Реальному «Я».
Другой повод для самонаблюдения – найти те части себя, которые могут помочь распознать путь и пройти по нему. Самая полезная из этих частей – это высшая часть эмоционального центра. Учитель использует обычную колоду игральных карт как удобный и доступный способ описать центры и их различные части. Масть «черви» служит символом эмоционального центра, а король червей символизирует самую разумную часть этого центра. Король червей – это вместилище самых утончённых эмоций человека, таких как уважение, эстетическое восприятие, оценка истины и внутренняя сила.
Так как король наиболее близко напоминает Высшие Центры и стремится к ним, он может делать усилия присутствовать и поддерживать высокие состояния, когда они появляются. Когда король червей выступает в этой роли, он называется «управляющим». И хотя управляющий может пытаться присутствовать, на самом деле только Высшие Центры действительно присутствуют. Когда же Высшие Центры не пробуждены, именно управляющий (особенно та его часть, которая называется девяткой червей) может распознать это и применить то, чему мы прежде научились в более высоких состояниях, одновременно используя практические методы для пробуждения Высших Центров.
Реальный путь пробуждения всегда состоит из двух элементов: распознавания своей истинной природы и обретения власти над своей низшей сутью. Концепция «сущности» и Высшей Сути касается развития вашей истинной природы. Обретение власти над низшей сутью подразумевает видение её именно такой, какова она есть, и усиление короля червей, чтобы он мог вносить порядок в хаос множества «Я». И хотя оба этих элемента необходимы, гораздо важнее фокусироваться на том, чтобы стать этой Высшей Сутью, которая обладает большей способностью, и испытывать Присутствие, и господствовать над низшей сутью. Идея о Высшей Сути, испытывающей Присутствие и одновременно господствующей над животными энергиями низшей сути, часто изображается в произведениях искусства, например Шива, танцующий на демоне, или Христос, стоящий на змее.