Размер шрифта
-
+

Проблематика войны в гуманитарных науках - стр. 35

. Несмотря на это представители рода О`Нилов действительно достаточно успешно препятствовали порабощению острова. Уже в 60-ых гг. Шан О`Нил поднял крупное восстание в одной из самых мятежных провинций – в Ульстере. Однако уже около 1567 года ирландский вождь был убит. Земли Ульстера были конфискованы Елизаветой, за чем незамедлительно последовало восстание в Мюнстере, поддерживаемое католической Испанией. Как отмечает Л.И. Гольман, «стремление англичан полностью колонизировать Ульстер, создание там новой системы управление, постоянные преследования католиков привели к тому, что Ульстер к концу XVI века становится крупнейшим центром освободительной борьбы ирландцев против английского гнёта»[123].

В 1579 году происходят сразу два события, которые оказывались в противоречии с задачам жесткой колониальной политки (поддерживаемой Лейстером, Грэем, Брискеттом, Спенсером и т. д.): вспыхнувшее восстание графа Десмонда и предложение брака Елизавете от Франсуа д' Алансона, который являлся католическим принцем. Сам Спенсер находился в Ирландии в 1580-ых гг., как раз в то время, когда Тирон только приходил к власти. Один лишь факт того, что королева допустила его усиление, за которое потом поплатилась не одной тысячью солдат, может стать основанием для Спенсера, чтобы характеризовать её политику как весьма нерешительную. Он является открытым сторонником применения насилия ради консолидации английского imperium и полагает, что действовать надо решительно.

Во-вторых, разрыв связей с Римом, агрессивная политика Реформации, превращение католической веры в «незаконную» ― все эти факторы переносят затяжной англо-ирландский конфликт уже в религиозную плоскость, что делает его всё более ожесточенным и трудноразрешимым. Лозунги ирландских мятежников теперь содержат призыв к защите не только своей родины, но и своей веры, а англичане выступают как благочестивые носители истинной веры. Именно в подобные периоды, когда политическая жизнь страны интенсифицируется, происходит активное конструирование образа «врага». В Англии рассматриваемого периода данную функцию выполняют не СМИ или иные стабильные институты ― их задачу берет на себя сообщество интеллектуалов и развивающаяся на тот момент «придворная культура», видным представителем которой был и Эдмунд Спенсер.

В-третьих, в качестве важной характеристики английской культуры на рубеже XVI–XVII вв., отметим специфику английского гуманизма постреформационного этапа, распространяющегося в рамках той самой «придворной культуры» и интеллектуальной элиты английского общества. Дж. Хейл считает XVI век временем зарождения в Англии осмысленного интереса к итальянскому наследию. В 1549 году У. Томас пишет «Историю Италии». В это же время ведется активная работа над переводами итальянской литературы на английский язык. Ранний этап английского Ренессанса повлек за собой ряд изменений в социокультурной сфере: «подвижки в сфере образования, связанные в том числе с деятельностью гуманистов, которые, как отмечал А. Н. Немилов, борясь за университеты, в XVI в. одержали победу, социальная мобильность, интенсивное гражданское строительство, в том числе ренессансных королевских резиденций, служащих «визитной карточкой» власти, развитие английской поэзии и распространение итальянской литературы»

Страница 35