Размер шрифта
-
+

Проблематика войны в гуманитарных науках - стр. 34

), разработать собственную программу мер по отношению к ирландскому государству и, конечно же, наиболее убедительно обосновать необходимость его колонизации. В процессе решения данных задач автором формируется образ ирландского врага, который Спенсер стремится представить наиболее убедительным.

Прежде всего, стоит отметить, что «Взгляд на современное положение Ирландии» было написано в форме диалога между персонажами по имени Ириней (голос автора) и Евдокс. Спенсер воспринял сам метод, которым пользовался Сократ и развил Платон, согласно которому диалог представлял собой «некую исследовательскую программу»[118], а результатом ее выполнения являлись достоверные и выдержавшие вдумчивую полемику положения. Ириней, отвечая на различные вопросы и сомнения Евдокса, развивает свою программу, благодаря весьма поверхностной полемике. Однако форма диалога дает возможность автору сделать более наглядными «научность» и «обоснованность» собственного тезиса, провозглашаемого в качестве объективной истины, предвосхитив многие возражения современников. Диалог как специфический метод познания позволяет избежать столь чуждого гуманистической эпохе слепого догматизма. Автор, на чье мировоззрение непосредственно повлияли труды итальянских гуманистов, скорее всего, принимал в числе прочих положений принцип, гласивший, что «способ доказательства входит в саму истину»[119], который реализовывался в гуманистических диалогах. Можно сказать, что в эпоху итальянского Ренессанса на сцену вновь вернулось «диалогическое миропонимание» и стало центральным для всей специфики культуры Возрождения в целом. По мнению Л.М. Баткина, «диалог не «используется» итальянскими гуманистами, а, так сказать, использует их, меняет их соответственно применяемым ими литературно-жизненно-мыслительным приемам»[120]. Если в отношении итальянского гуманизма диалог не является «формой», а есть «самое что ни на есть глубинное содержание культуры»[121], то в отношении «Взгляда на современное положение Ирландии» всё прямо противоположно: автор активно использует диалог и именно как форму, подчиняет природу диалога собственным задачам. Особенно явным это становится, если мы рассматриваем данное произведение как программно-политический документ.

Важно отметить те обстоятельства, в которых создавалось данное произведение.

Во-первых, вторая половина XVI века в Англии ― это время непрерывных ирландских восстаний. Ситуация на острове нестабильна, предотвратить угрозу окончательно англичанам не удается. Английское правительство успешно использовала междоусобные распри О'Муров и О'Конноров (в итоге конфисковав земли и тех и других), Ормондов и Десмондов на фоне неутихающих восстаний в Мюнстере (в стремлении ослабить обоих) и т. д. Английский путешественник Файнс Морисон писал: «Обычно, когда какой-либо мятеж волновал государство, наша политика состояла в том, чтобы не подавлять его собственным оружием, а возмущать соседних жителей против бунтовщика, используя все средства досадить ему»

Страница 34