Призрак Збаражского замка, или Тайна Богдана Хмельницкого - стр. 48
В 1875 году в Нью-Йорке русской дворянкой Е. Блаватской и американским полковником Г. Олкоттом было основано теософское общество, быстро распространившееся во многих странах Америки, Азии и Европы. Целью общества было достижение оккультных знаний и сверхъестественных способностей для образования «ядра всемирного братства, которое должно исследовать неизвестные и непознанные законы природы и скрытые возможности человека».
Елена Петровна Ган родилась в 1831 году в Екатеринославе, в 17 лет вышла замуж за 60-летнего барона Блаватского, ушла от него и десять лет скиталась по Западной Европе, Сирии, Египту, Индии, Цейлону, Северной Америке, занималась оккультизмом и спиритизмом, изучала мистические восточные верования. Свои путевые впечатления под псевдонимом Рада Бай в виде очерков посылала во многие известные газеты и журналы. Ее литературный стиль, отличавшийся замечательной фантазией и описанием необыкновенных приключений, принес Блаватской известность и почитателей.
В 1883 году Елена Блаватская поселилась в богатом Нью-Йорке, при содействии своих приверженцев основала теософское общество и в средствах массовой информации, в том числе в журнале «Люцифер», стала распространять свои идеи, бывшие популярными во многих аристократических кругах.
Президент теософского общества основала его второй центр в Индии и в образе «высшего избранного для необычайных откровений существа» в своем учении активно смешивала сознательный или бессознательный обман или самообман с искренним увлечением мистикой и шарлатанством.
Пропаганда идей Блаватской была остановлена разоблачениями ее ближайшей помощницы и английского Общества психических расследований, раскрывшими отсутствие в шарлатанских чудесах экзальтированной «посвященной» малейшей сверхъестественной или таинственной подоплеки.
Несмотря на разразившийся скандал, Елена Блаватская перед своей смертью в 1891 году успела организовать в Лондоне главный центр своего Теософского общества, существовавшего в первой трети XX века.
В древнейшие времена прорицатели утверждали, что говорили именем бога, произнося свои пророчества ритмической прозой, под музыку, в порыве экстаза. Прорицатели защищали действия властей, народ, старые патриархальные отношения, выступали против роскоши и распущенности, чрезмерного давления властей.
В Библии сохранилось много «больших» и «малых» пророчеств. Некоторые прорицатели-пророки говорили о несправедливости власти, противопоставляя ей идеального Мессию, которого Бог пошлет для избавления мира от зла и несправедливости.