Призрак Збаражского замка, или Тайна Богдана Хмельницкого - стр. 47
В XVI веке алхимия, как и астрология, была побеждена развитием естественных наук, а все ценное, накопленное ею за тысячу лет, стало использоваться в химии. До нашего времени дошли многие и многие старинные таинственные и мистические трактаты, всегда темные для непосвященных, которые их авторы приписывали знаменитым ученым древности,
«Чтобы сделать эликсир мудрости, сын мой, называемый философским камнем, возьми философической ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. Потом накаливай сильней, и она превратится в красного льва. Кипяти его на песчаной бане в кислом виноградном спирте, выпари продукт, и ртуть обратится в вещество, которое можно резать ножом. Положи его в замазанную глиной реторту и медленно дистиллируй. Собери отдельно жидкости различного состава, которые при этом появятся. Ты получишь недеятельную жидкость, спирт и красные капли. Киврийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри ее истинного дракона, пожирающего свой хвост».
Теософия, от греческого theos – бог и sophia – мудрость, – богомудрие, мистическое богопознание.
Теософия – древнее суеверно-мистическое учение, предполагала с помощью особого умозрения, доступного избранным, возвыситься над знанием человечества и проникнуть в мистический мир «сверхъестественного и сверхчувствительного», в котором теософам якобы открывался эзотерический, внутренний смысл всех религий, имеющих общую основу.
Теософия в виде сумбурных мистических и магических представлений была тесно связана с оккультизмом и спиритизмом. Теософы утверждали, что изучение их учения вызывало мистическую интуицию, которая позволяла понимать смысл всех религий, скрытый от непосвященных в священных книгах с помощью символического языка. Это тайное знание хранилось и передавалось из поколения в поколение только теософами, посвященными в тайну «изначальной божественной мудрости». Приобщиться к этой мудрости и подняться в таинственные эмпиреи сверхъестественного мирового знания могли только избранные натуры, обладавшие ярким «духовным зрением», которое нужно было совершенствовать путем сложной теософической тренировки духа в период ученичества. После этого обучения теософы якобы приобретали сверхъестественные способности.
Теософы пытались подводить под свое учение научную и философскую основу, объединить мистическое и рациональное познание в одно целое. Попытки объединить мистическую теософию с теологией, основанной на откровении и догматах, были неудачны. Богатая и образная фантазия теософских сочинений лишалась видимой научной стройности отсутствием логики, обилием аналогий, сравнений, метафор и символизма.