Размер шрифта
-
+

Призрак Збаражского замка, или Тайна Богдана Хмельницкого - стр. 41

Для изучения явлений природы оккультисты использовали не научные, а мистические методы познания, объявляя их сакральными, то есть священными, в результате чего проиграли бурно развивавшимся с XVII века наукам.

Оккультисты проводили особые ритуалы посвящения, в которых использовали технику вызова психических потрясений и имитацию смерти. Изучавшие оккультизм психологи и психопатологи находили в нем неизвестные науке сведения о древнем мировоззрении человечества, а оккультные собрания гороскопов стали ценными историческими источниками.


Основателем оккультизма считается живший не рубеже старой и новой эры Гермес Трисмегист, чье имя складывалось из образов греческого бога мудрости Гермеса и египетского бога Тота.

К IV веку в знаменитой библиотеке Александрии было собрано множество оккультных сочинений, главным из которых стала «Изумрудная скрижаль», изучавшая всеобщие таинственные связи внутри Вселенной между планетами, металлами, растениями и драгоценностями.

В эпоху христианства оккультные учения подверглись гонениям, тесно переплелись с намного более древними мистическими знаниями, в результате чего появились магия, астрология и алхимия.

Джордано Бруно считал, что учение Гермеса перешло от него к Орфею, Пифагору, Платону и его последователям.

В средние века идеологом мистического оккультизма стал Агриппа Неттесхеймский (1486–1535), талантливый и разносторонний ученый. В своей борьбе против фанатизма в вере и преследования так называемых колдуний Агриппа нажил себе много врагов среди светских и духовных властей. В своих мистических трактатах «О тайной философии» и «О тщете наук» он объяснил, что такое магия, хотя сам относился к ней скептически.

Агриппа служил и работал в Италии, Франции, Германии, Англии, современники называли его колдуном и чернокнижником, в XIX веке сравнивали с доктором Фаустом. Он попытался описать магию как науку, изучающую тайные силы человека и природы. Агриппа Неттесхеймский назвал человека узлом Вселенной и центром материальных и духовных сил, которыми он может овладеть с помощью магии, доступной только отдельным ученым – магам, умеющим управлять стихиями.

В своих произведениях оккультную и мистическую символику использовали мировые гении А. Данте, Х. Босх, П. Брейгель, Джорджоне, А. Дюрер, Ф. Бэкон и Томмазо Компанелла в своем знаменитом «Городе солнца».

Оккультные знания использовали для создания своего мистического ордена розенкрейцеры, которые утверждали, что могут улучшить жизнь человечества с помощью магии и алхимии. Оккультные идеи использовали масоны и медиумы в сеансах ясновидения и спиритизма.

Страница 41