Призрак Збаражского замка, или Тайна Богдана Хмельницкого - стр. 43
Опытная мистика состояла из прорицательной, включавшей в себя ясновидение, таинство оракулов, астрологию и гадания.
Деятельная мистика действовала на расстоянии, властным внушением останавливала жизненные процессы, материализовывала дух и дематериализовывала тело. В ее состав входили магия, волшебство и чародейство, некромантия, теургия и спиритизм.
Христианские теологи разделяли реальную мистику на божественную, естественную и демоническую.
Многие видные ученые признавали за мистикой реальную основу и называли ее «религиозно-философским познанием человека и божества».
Для доказательства существования мистики ее адепты использовали галлюцинации и иллюзии.
Галлюцинация – обман чувств человека в болезненном состоянии. Человек принимает отсутствующие во внешнем мире явления как действительные, видит предметы там, где их нет, слышит звуки, которых нет.
Галлюцинации бывают зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные.
Галлюцинация отличается от иллюзии, когда человек неправильно воспринимает реальные события, настоящее, например, стук в дверь – как гром.
Каббала, с еврейского – получение, предание, – мистическое учение в иудаизме. Существовала с глубокой древности, когда, по легенде, была изложена патриархом Авраамом. Сохранилась в устном предании, передавалась из уст в уста и впервые была записана в средние века.
Каббала состояла из умозрительной, в которую входили тесно переплетенные между собой космогония и философия, и прикладной.
Каббала трактовала Библию как мир символов, к которым относила первые десять цифр и двадцать две буквы еврейского алфавита, называемые «пути премудрости». С XIII века она широко распространилась среди евреев Испании и Прованса, с помощью каббалы боровшихся с арабской философской идеей в Андалусии. Ее главным историческим памятником стала «Зогор» – «Книга сияния», трактующая учение Авраама и написанная на арамейском языке в конце XIII века в Кастилии.
Каббалисты считали, что Бог неопределим, беспределен и беспредметен, Эн-соф, при этом он везде и всюду, в тех предметах, где его сущность. Для них не было ничего вне Бога.
Умозрительная каббала учила, что Бог выразил свое отношение к миру тремя глаголами – творить, создавать, делать, и образовал три мира – мир творения, творческих идей и чистых духом, мир создания из душ и живых существ и наш физический мир делания и материальных явлений. Все три мира в виде концентрических кругов как бы включены друг в друга. Человек через нижний мир и ангелов в верхних мирах соединяется с божеством и борется с появляющимися из пустоты нечистыми духами и бесами.