Пришествие антихриста: Православное учение - стр. 25
Наконец, и закон справедливости требует, чтобы в будущей жизни не только души, но и тела получили награду или наказание, судя по тому, чего мы заслужили в настоящей жизни. Хотя душа – главнейшая часть человеческого существа, однако тело не находится во всецелом подчинении ей: от нас зависит – обратить тело в добрую почву, годную для произрастания добродетелей, или сделать его орудием зла. И в этом случае тело должно когда-нибудь понести ответственность за свои действия. Правда, за распутную жизнь человек еще в здешнем мире несет наказания, каковы, например, преждевременная хилость и разные болезни: но это только отчасти. Сколько ведь таких людей, которые во зло употребляют Божии дары: устами празднословят, вместо того чтобы всегда прославлять Бога; взоры их блуждают по предметам мира видимого; все силы направляются к приобретению тленных благ, и, несмотря на это, они благоденствуют на земле. Что же? Неужели услаждавшие свою телесную природу разными противозаконными способами не должны получить достойного возмездия, и неужели за прегрешения тела должна отвечать одна душа?! Нет! Этого не может допустить Нелицеприятный Судия.
Теперь посмотрим на человека, который всю жизнь порабощал плоть духу, – все члены своего тела представил Богу в орудие правды (Рим. б. 13) и наконец свою верность Христу запечатлел смертью. Неужели будет справедливо, если тела, испытавшие на земле одни лишения, не получат некоего, так сказать, удовлетворения в загробной жизни? Да и допустит ли Христос – Божественный Глас Церкви, чтобы тела праведников, освященные благодатью (IKop. б. 19), которые называются членами Христовыми (IKop, б. 15), гнили в земле, в то время как они должны быть в единении с Главою?
Нет! Этого мы не можем представить, потому что в таком случае дело, ради которого приходил Христос Спаситель на землю, окажется исполненным не до конца. Следствием грехопадения прародителей, как известно, были – для души – грех, а для тела – смерть. Христос Своими страданиями и смертью уничтожил эти гибельные последствия: человек является на свет с такой же неповрежденной волей, какой обладал Адам, потом, во время жизни, его душа невидимо обновляется благодатью Святаго Духа и приготовляется для жизни вечной вместе с орудием своего проявления – телом, которое должно воскреснуть по действию всемогущества Божия. И тогда Иисус Христос представит Богу Отцу нового человека, совершенного душой и телом; тогда воочию Спаситель всех явится, как Восстановитель «всего падшего человека».
В истинности воскресения мертвых убеждает нас непосредственное чувство. Вот больной, несколько месяцев не встающий с постели. Страшная боль во всем теле заставляет его стонать и кричать, но вот на его лице вдруг мелькнул луч улыбки. Не думайте, что он на мгновение поверил в возможность выздоровления: доктора прямо сказали, что он не жилец на этом свете. Нет, его заставила на время забыть боль уверенность в воскресении мертвых. Вот, думает он, настанет время, когда страдающее тело обновится и не будет чувствовать боли, и эта надежда предохраняет его от отчаяния… А сколько утешения доставила нам истина о воскресении мертвых у гробов близких! Смотрим мы с глубокой грустью на мертвые лица отца, матери, брата… покрытые бледностью, с ввалившимися глазами. Еще несколько минут – и дорогие черты навеки исчезнут в могиле. Каким тогда целебным врачеванием звучат для сердца слышимые на погребении евангельские слова: