Приговор при свечах / Judgment in candlelight - стр. 10
В особом порядке проведения судебного заседания и постановления обвинительного приговора судья не проводит исследование и оценку доказательств, собранных по уголовному делу. При этом могут быть исследованы обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.
Законодатель предлагает ограничиться формально-субъективным согласием подсудимого с предъявленным обвинением, что допускает предположение о признании вины в преступлении, однако для постановления обвинительного приговора в особом порядке признание вины не требуется.
Таким образом, при юридически формальной процедуре постановления обвинительного приговора, основанного на предположении о виновности подсудимого в инкриминируемом ему деянии как преступном, в силу его согласия с предъявленным ему обвинением, – уголовное наказание отбывается им реально. Такое неравновесное положение обвинения и защиты может носить временный «военно-полевой» или переходный характер, демонстрируя усиление борьбы с преступностью за счёт уголовного правосудия, упрощая процедуру там, где осуществляется само правосудие. То есть, в конечном итоге, – за счёт общества.
В этом отношении традиционная культура постепенно утрачивает своё влияние в связи с фактическим отказом от преемственности и опыта предыдущих поколений. Воля представителей власти, выраженная в уголовно-процессуальном законе, принятом в конце 2001 года, раскрывает параллельную реальность, возникшую в период становления Московской Руси (XIV–XVII вв.) в результате замещения идеи государственной независимости – имперской идеей. Заимствованный древний тип культуры реализован в новом по форме законе, предлагающем единственную истину, не нуждающуюся в критическом осмыслении и состязательном подтверждении, – обвинение, выдвинутое следственными органами в некотором деянии (действии или бездействии), по их мнению – преступном.
Между тем, в правовой реальности основная функция культуры остаётся гуманистической и основной принцип правовой культуры прежним – добровольное исполнение законов в силу их разумности и целесообразности. При условии возможности реального выбора в пользу раскрытия творческого потенциала свободной личности в целях поиска смысла жизни и деятельности с помощью критического мышления человека. На основе демократического общественного и государственного устроения и соответствующей правопорядку культуры.