Размер шрифта
-
+

Преподобный Серафим Саровский: Жизнь, молитвы, святыни - стр. 5

В это время отец Серафим был уже достаточно подготовлен к трудному и великому подвигу – пустынножительству. Вскоре скончался настоятель монастыря архимандрит Пахомий. 20 ноября 1794 года по благословению нового строителя монастыря Исайи (духовного отца своего) иеромонах Серафим удалился в деревянную келию, расположенную в 5 верстах от монастыря – в дремучем лесу вблизи речки Саровки. Поводом к переселению послужил тяжкий недуг: от долгого стояния в храме и на домашней молитве у него начали опухать ноги.

Прохор перед Саровской пустынью


Лесная келия была простой избой с печью, сенями и крылечком. Вокруг нее он разбил небольшой огород и завел пчельник. Живя здесь с постоянной молитвой, он все делал своими руками. Одежда батюшки была самая простая и грубая: на голове – поношенная камилавка, на плечах – белый полотняный подрясник, руки – в кожаных рукавицах, ноги – в бахилах (кожаных чулках) и лаптях. На груди открыто висел медный крест – матушкино благословение, за спиною – сумка, а в ней – Евангелие. Одна и та же одежда была у него и летом, и зимой.

В труде телесном отец Серафим обретал светлое и радостное настроение. Взрыхляя землю, он распевал псалмы и церковные песнопения, особенно любил петь догматик первого гласа: «Всемирную славу…» и антифон: «Пустынным непрестанное Божественное желание бывает…» Молитвенное монашеское правило преподобный Серафим совершал по чину первых строгих пустынножителей. Вместо вечерних молитв подряд клал тысячу поклонов. Постился отец Серафим необыкновенно. Черствый хлеб он брал с собою из монастыря по воскресеньям на всю седмицу, но почти весь его раздавал птицам и лесным зверям. Было время, когда пустынник отказывался даже от хлеба и питался исключительно овощами своего огорода. В продолжение почти трех лет питался лесной травой – снытью: варил ее в горшочке, а на зиму сушил про запас. В воскресные же и праздничные дни, а также накануне их отец Серафим приходил в обитель, выстаивал все положенные богослужения и приобщался Святых Христовых Тайн. Побеседовав с иноками, снова удалялся в спасительную пустыньку.

«Уединение, молитва, всепрощение и воздержание – суть четырехсоставная колесница, возносящая дух на небо», – не раз говорил батюшка и всецело следовал этому. Некоторые из братии пытались разделить с ним его подвиги, но никто не мог выдержать такой строгой жизни.

В годы отшельничества отец Серафим всячески избегал посетителей. Встречавшим же его в лесу людям он обычно смиренно кланялся и поспешно отходил в сторону. На человека, видевшего пустынножителя впервые, эти встречи производили глубокое, надолго сохраняемое впечатление. Уже один вид угодника Божия в убогой одежде трогал людскую душу, свидетельствуя о чем-то возвышенном и духовном. Святая жизнь пустынника внушала благоговение не только людям, но и диким зверям. Люди видели, как отец Серафим кормил из рук лесного медведя, и тот послушно выполнял его волю!

Страница 5