Размер шрифта
-
+

Преподобный Александр Свирский - стр. 23

Существуют отдельные иконографические изводы, возникшие на основе жития святого: «Явление Богоматери преподобному Александру», «Явление Святой Троицы преподобному Александру», представленное на фоне построек монастыря или деревянной кельи. Изображения святого получили в XVI–XVII веках широкое распространение в различных видах искусства: иконописи, книжной миниатюре, шитье, памятниках декоративно-прикладного искусства.

Мощи

Отошедший ко Господу в 1533 году, преподобный Александр первоначально был погребен в «отходной пустыни», близ церкви Преображения Господня, с правой стороны алтаря. После прославления преподобного в 1547 году его мощи по-прежнему оставались под спудом. Обретение мощей преподобного состоялось около ста лет спустя после его прославления. Это произошло 17 апреля 1641 года. Об этом событии в Александро-Свирской обители было составлено повествование.

Сказание об обретении мощей преподобного отца нашего Александра, игумена Свирского, Чудотворца

Бог, дивный и неисследимый в делах Своих, дивно прославляет Своих святых, которых предузнал, что они будут соответствовать образу славы Его. Еще в этой жизни Он дает им власть творить преславные знамения и чудеса, ради веры и добродетельного жития их; по кончине же хранит нетленными тела их, от которых изливается благовонное миро и изобильно источаются струи исцелений.

Так прославил Он и возлюбленного Своего угодника, преподобного отца нашего Александра, которого, ради сердечной чистоты и добродетельной жизни, еще от чрева матери избрал наставником ко спасению множества душ.

Как в жизни сей Он славным сделал имя его, творя рукою его знамения и чудеса, так и по смерти не дал увидеть ему истления, но благоволил служившее при этой жизни храмом Духу Святому честное и святое его тело, как великое светило, положить в Своей церкви, чтобы оно просиявало там своими преславными чудесами. Совершилось же обретение честных и многоцелебных мощей его таким образом:

Когда этот добрый делатель винограда Христова, насажденного им в пустыне, хорошо совершил свое подвижническое шествие и душою восшел к возлюбленному им Господу, ученики его, согласно данному от него завещанию, честно похоронили его святое тело в отходной пустыни, где и до сего времени погребаются все братия, как об этом упомянуто в житии его.

В царствование благочестивого и христолюбивого царя и великого князя Михаила Феодоровича, всея России самодержца, при сыне его, благоверном царевиче и великом князе Алексии Михайловиче, пришла мысль настоятелю Свирской обители, игумену Авраамию – над телом преподобного Александра построить каменную церковь, так как существовавшая до того времени деревянная церковь была сильно тесна и приходила в ветхость. Согласившись о том с братиею, они вместе обратились с просьбою к самодержцу о разрешении на постройку оной церкви.

Страница 23