Размер шрифта
-
+

Преподобный Александр Свирский - стр. 21

В 1561 году в честь преподобного Александра Свирского был освящен один из приделов собора Покрова на Рву в Москве. После Собора 1547 года житие преподобного Александра в числе других житий новопрославленных русских святых вошло в состав вторых списков Макарьевских Четий-Миней. Один из списков – Успенский – был вложен в кафедральный московский собор в 1552 году, хотя закончен был, вероятно, уже в 1550 году. Исследователи XIX века высказали предположение о том, что Успенский список содержит первоначальный текст жития преподобного Александра Свирского, написанный игуменом Иродионом.

Все исследователи отмечают компилятивный характер текста: игумен Иродион заимствовал фрагменты из лучших древнерусских житий: преподобных Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Пафнутия Боровского. Тем не менее рассказ получился стройным и цельным, тесно связанным с историческими реалиями XVI века, хотя и не лишенным отдельных сюжетных неувязок. Житие преподобного Александра сохранилось в большом числе списков и послужило источником для некоторых позднейших житий других святых. Предполагается, что служба преподобному Александру Свирскому, тесно связанная с его житием, также написана игуменом Иродионом.

Преподобного называли царским заступником. Иван Грозный молился преподобному Александру Свирскому перед взятием Казани, а после победы объявил его на всю Россию великим чудотворцем.

При преемниках Ивана Грозного – Феодоре Иоанновиче и Борисе Годунове, – также весьма почитавших преподобного Александра, основанная им обитель становится царским богомольем. Цари приезжали в Александро-Свирский монастырь поклониться гробнице преподобного. На средства Феодора Иоанновича рядом с Преображенским собором был возведен придел во имя преподобного Александра Свирского. В приделе была устроена каменная гробница преподобному, на которую были возложены покрова, присланные в монастырь от Феодора Иоанновича и Бориса Годунова. На покровах были вышиты фигура преподобного Александра Свирского в полный рост и тексты молитв.

После Смуты большие вклады в Александро-Свирскую обитель были сделаны первым царем из новой династии Михаилом Феодоровичем Романовым, в правление которого и произошло обретение мощей преподобного Александра.

Можно сказать, что полвека с обретения мощей преподобного – кульминация почитания святого Александра Свирского. К новообретенным мощам устремляется поток богомольцев всех сословий. Происходит множество чудес. В обитель делаются щедрые пожертвования.

Некоторое умаление почитания преподобного Александра Свирского начинается с царствования Петра I. Несмотря на то, что сам император несколько раз совершал богомолье к мощам преподобного, а первая часовня, устроенная в Санкт-Петербурге, была освящена именно в честь преподобного Александра, дух петровского царствования отрицал идеал монашеского служения. Со временем это стало официальной государственной позицией, так что почитание преподобного Александра, наряду с почитанием и других преподобных, можно сказать, «ушло в народ». Именно народное почитание преподобного Александра помогло выжить Александро-Свирской обители после секуляризации церковных земель при Екатерине П. Так продолжалось вплоть до закрытия монастыря и изъятия мощей преподобного Александра в 1918 году.

Страница 21