Размер шрифта
-
+

Преображение Господне. Антология святоотеческих проповедей - стр. 31

Святитель Прокл Константинопольский решительно не готов согласиться со словами Петра хорошо нам здесь быть (Мф. 17: 4), ведь, хотя Фавор с его славой и прекрасен, он все же находится здесь, на земле. Христианин же призван искать не земного, а небесного. Нет, нам «не хорошо» оставаться на той земле, на которой наш прародитель Адам пал грехом. Напротив, нам следует устремляться ввысь, в горняя…

По мысли преподобного Иоанна Дамаскина, Петр прав, желая непрестанно пребывать с Господом, сияющим Светом Своей Божественной славы. Но одновременно он и неправ, не желая сходить с Фавора. Ведь вечное сопребывание верующих с сияющим Божественной славой Христом станет возможно лишь тогда, когда Христос, спустившись с горы, взойдет совсем на другую высоту – на высоту Креста, искупив на нем Своей Кровью падшее человечество. Если бы Христос не спустился с горы, но остался бы на Фаворе вместе с тремя учениками, не были бы побеждены грех и смерть, не были бы выведены из ада находившиеся там ветхозаветные праведники, не было бы исполнено древнее Божественное обетование о спасении Адама и Евы. Потому-то Петр еще очень преждевременно ищет вечных благ.

Подобным же образом рассуждает и автор проповеди, приписываемой преподобному Ефрему Сирину. Он задается вопросом: кто принесет себя в жертву за мир и победит грех, если Христос прислушается к просьбе Петра и останется с ним на горе? От кого сам Петр получит ключи Царствия Небесного, если это Царство не откроется для нас силой Крестной Жертвы Христа? Петр хочет создать палатку для Христа, потому что смотрит на Него еще слишком по-человечески; однако Христос уже не нуждается в земных палатках, ибо готовится теперь создать для Себя совсем иное строение – здание Церкви.

Однако, по убеждению преподобного Иоанна Дамаскина, эти слова Петра – хорошо нам здесь быть – содержат в себе и немалую меру истины, являясь пророческими, и даже изрекаются силой Духа Святого; ведь тем самым апостол ясно пророчествует о состоянии вечного и блаженного сопребывания праведников со Христом, ожидающем их в жизни Будущего века.

Явление на Фаворе Бога Троицы: глас из облака

А затем, прямо во время этих слов Петра, наступает миг явления апостолам светлого облака, из которого исходит глас Бога Отца, свидетельствующий о Божественном достоинстве Сына, Господа Иисуса Христа: Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17: 5).

Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая о природе этого светлого облака, отмечает, что Господь и в Ветхом Завете, и в Новом Завете зачастую являлся именно в облаке: так, например, пророк Даниил видел Господа в образе идущего по облакам Сына Человеческого (см. Дан. 7: 13), во время Своего Вознесения Господь Иисус Христос также был скрыт от апостолов облаком (см. Деян. 1: 9).

Страница 31