Размер шрифта
-
+

Преображение Господне. Антология святоотеческих проповедей - стр. 29

Второе удивительное ветхозаветное Богоявление, также совершившееся на вершине горы, произошло с пророком Илией на Хориве, когда он отдыхал здесь в пещере. Илия тогда вдруг услышал обращенное к нему слово Божие, повелевающее ожидать явления Господня, а дождавшись его, выйти наружу и встать на горе. Тотчас же поднялся сильный ветер, от которого рушились огромные скалы; но не в ветре явился ему Господь. Затем началось землетрясение, и гора колебалась под ногами пророка; но и не в землетрясении явился ему Господь. И вот вокруг запылал огонь, но и в нем не было присутствия Божия. И, наконец, тихим веянием коснулся лица пророка легкий ветер; и именно в этом тихом дуновении ветра – в прикосновении Духа Святого – почувствовал он присутствие Господа, поднялся и вышел на гору Этот, по выражению церковнославянского библейского текста, глас хлада тонка (3 Цар. 19: 12), в котором Илия ощутил Божественное присутствие, открыл пророку, что Бог может являться человеку не только как грозный и страшный Царь, как Судия, но и как Бог милосердия и любви. Лицо пророка было закрыто, ибо он знал, что ему нельзя увидеть Бога и при этом не умереть. Он стоял у входа в пещеру и ждал, пока не раздался голос, вопрошавший его: Что ты здесь, Илия? (3 Цар. 19: 13). И после этих слов начался разговор Господа и Его пророка (см. 3 Цар. 19: 14-18)…

Святые отцы, сравнивая между собой Богоявления Синая и Фавора, а также Богоявления Хорива и Фавора, подчеркивают и сходство, и принципиальные отличия друг от друга этих библейских откровений Божественной славы.

Так, преподобный Григорий Синаит свидетельствует о том, что и на Синае, и на Хориве, и на Фаворе явился Один и Тот же Господь, общий Бог Ветхого и Нового Заветов. Однако мера Фаворского Богооткровения превзошла собой и Синай, и Хорив. По мысли преподобного Иоанна Дамаскина, Моисей на Фаворе, в отличие от Синайского явления, уже гораздо яснее и более совершенно видит тот Свет, сияние которого некогда приоткрылось в нем самом, в его лице, когда он спускался со скрижалями с горы (см. Исх. 34: 29-30).

Преподобный же Григорий Синаит, соотнося с Фавором другое ветхозаветное Богоявление – Илии на Хориве, – рассуждает о нем в категориях откровения нетварного Божественного Света. Он полагает, что веяние тихого ветра (3 Цар. 19: 12), в котором явился пророку Бог, одновременно было и неким веянием нетварного небесного Света. По убеждению преподобного Григория, Илия стал тогда свидетелем явления «тихого веяния струящегося Света, в котором Бог сверхсущественно становится постигаемым через причастие Ему». Ныне на Фаворе Илия гораздо яснее, чем прежде, зрит этот нетварный Свет, но теперь уже – как беспредельное сияние Христово, как блистание Бога, ставшего человеком.

Страница 29