Размер шрифта
-
+

Преображение Господне. Антология святоотеческих проповедей - стр. 27

Кроме того, по убеждению автора той же гомилии, явление Божественной славы Христа на Фаворе становится тем моментом, в который Моисей и Илия, а через их посредство все чаявшие Христа ветхозаветные праведники узнают самую главную новость за всю историю мироздания: ныне Сын Божий воплотился нашего ради Спасения и, будучи истинным Богом, сделался теперь истинным Человеком.

Как убежден преподобный Иоанн Дамаскин, Моисей и Илия оказались на Фаворе в миг Преображения Спасителя еще и ради того, чтобы познать и иную величайшую богословскую тайну, некогда полностью скрытую от ветхозаветного человека: познать Бога именно как Бога Троицу. Ведь на Фаворе они слышат глас Бога Отца, беседуют с Сыном и видят явление – в образе светлого облака – Духа Святого, постигая Трех Лиц как Триединого Бога.

Преподобный Иоанн Дамаскин, говоря о явлении на Фаворе Моисея, подчеркивает важный духовный момент. Некогда Моисей за свой грех не был допущен Богом в Землю Обетованную, умер вне ее пределов, так и не вступив в нее после многолетних странствий по пустыне. Лишь издали – с вершины горы Нево – было позволено ему увидеть Палестину. Вот как повествуется об этом в книге Второзаконие: И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю ‹…› И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню (Втор. 34: 1, 4-5). Но теперь, вместе с приходом Нового Завета, в миг Преображения Господня, Моисей наконец оказывается в пределах Земли Обетованной: он стоит на одной из гор этой Земли – на галилейской горе Фавор, на которую его возводит Сам Бог. Некогда Господь не позволил Моисею исполнить величайшую надежду его жизни – войти в землю Авраама, Исаака и Иакова, но теперь Бог Сам властно его сюда призывает. И преподобный Анастасий Синаит также говорит о том, что «гора Фавор ввела Моисея в обетованную землю.»

Святитель Григорий Палама, размышляя о явлении Моисея и Илии на Фаворе, задается еще одним неожиданным вопросом: а откуда апостолы поняли, что перед ними именно Моисей и Илия? Ведь ученики не знали их в лицо… Палама полагает, что такое узнавание совершилось посредством Божественного откровения, силой все того же нетварного Божественного Света, который осиял апостолов, преобразил и тем самым раскрыл их ум к постижению сокровенных небесных тайн. В этом небесном Свете, целиком пронизанные им, Петр, Иаков и Иоанн и познали имена Моисея и Илии – как причастников тех же самых Божественных энергий.

Страница 27