Размер шрифта
-
+

Премудрость нашего спасения - стр. 20

И каким же образом дерзающий богохульствовать мог бы научить благочестию? Сказано: Что общего у света с тьмою? Или какое соучастие верного с неверным?[63] Тот, кто так поступает, достоин осуждения, равно как и тот, кто воспринимает детей у нечестивых. Однако, если последние прежде исповедуют, что крещение свято, божественно, очищает от греха и возрождает во Христе, что принимающий крещение станет христианином, то <дело меняется>. В этом случае, если отец даст обещание, что младенец будет верным Христу, хотя сам-то и уклоняется, то можно воспринимать младенца и приводить его к освящению, дабы не отнять его у Бога, отказавшись быть восприемником.

Крещаемый становится рядом с восприемником, показывая этим, что пришёл добровольно и имеет поручителя. Когда иерей благословит, то должно прежде всего, как и всегда впоследствии, благодарить Бога за спасение погибавшего. Вслед за тем оглашенный освобождается от своих одежд и остаётся полностью обнажённым, стоя под покрывалом, а иерей троекратно крестообразно дует на него, этим дуновением передавая ему то первое дуновение, которое получил Адам от Бога, когда вдунул (Бог) в лицо его дыхание жизни[64]. Сам иерей изображает Христа, поэтому лучше крестить и совершать дуновение после приобщения Тела и Крови Христовых. А троекратно дуновение совершается во имя Божественной Троицы, ибо у Троицы общая благодать и сила. Крестообразно же – ради воплотившегося для нас всех и за нас пострадавшего во плоти единого от Троицы Христа, Крестом победившего. Крестовидное дуновение указывает на Его жертву, смирение и победу, так как через Крест Он смертью лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола[65], и попрал супротивные силы лукавнейшего. Крест – и знамение Спасителя, и печать, и трофей.

Итак, иерей, троекратно совершает дуновение и затем троекратно рукою запечатлевает оглашенного крестным знамением, по слову Писания: Руце твои сотвористе мя и создасте мя[66], именно на челе, устах и сердце – ради сил умственной, словесной и жизненной, как было ранее сказано. После этого возлагает на него руку, освящённую и созидающую в Духе, и читает священные молитвы.

Что же означает то, что прежде этих действий он освобождает оглашенного от одежды, ставя его босыми ногами и с непокрытой головой лицом на восток? То, что приходящий к Богу и взирающий уже на истинный Свет, для которого избирается образ востока (ибо оттуда приходит свет), должен быть свободен от страстей и отрешён от неверия, обнажён от всякой злобы и чужд одежды греха, и должен являть рабское послушание Богу. Потому-то и остаётся он нагим. А с другой стороны, это делается потому, что человек через наготу познал грех и потерял боготканную одежду, на что и указывает нагота. Поскольку крещаемый приходит креститься, чтобы отвергнуть скверну греха и неверия, и сделаться всецело новым, и облечься в образ нового Адама, и стать лучше, чем был прежде, постольку стоит он обнажённым, испытывая стыд. Стоя так, он очищается, взыскуя восстановления в себе образа Божия.

Страница 20