Размер шрифта
-
+

Премудрость нашего спасения - стр. 13

– здесь говорится о благодати священноначалия, которую Он даровал ученикам. Затем Спаситель прибавляет: И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную[44]. Эти слова очевидным образом указывают на жизнь монашескую.

Конечно, все эти слова Христовы остаются справедливыми и для мучеников, потому что многие из них, оставив всё, умерли ради Него, но собственно открываются в жизни монашеской, которую вёл и Сам Спаситель, и ученики Его. Христос жил в девстве и нищете; будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою[45]. Он подвизался в молитве на горе и был послушен Отцу даже до смерти крестной, творя не Свою волю, но пославшего Его Отца, что и исполнил даже до страдания. Он сказал: впрочем, не Моя воля (то есть воля плоти), но Твоя да будет[46]. То есть: да будет единая Божественная воля Отца и Его.

И в другом месте, призывая к жизни монашеской, Христос говорит: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня[47]; кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником[48].

И одному юноше говорит Он: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною[49] – что относится не к мученичеству, а к монашеской жизни.

А что говорит Законоположник, повелевший: Чти отца твоего и матерь твою[50], тому, кто просил позволить прежде похоронить отца? Возводя нас к высшему совершенству, к богообразной жизни монашеской, Он увещевает ради этого оставлять даже родителей, даже в важнейших обстоятельствах жизни. Почему? Потому что сотворивший нас Бог должен быть предпочтён всему. И если мы решаемся жить только для Него и в Нём, то нам уже не следует томиться беспокойством о ближних по плоти. Будучи Промыслителем о нас и о родственниках наших, Он – если мы следуем Ему чисто и искренне – сделает нас равными Ангелам, у которых нет никаких пристрастий, а лишь одна преисполненная самоотвержения любовь. О тех же, кого мы оставили ради Него, Он будет Сам промышлять, благодетельствуя им через других.

22. Что означают слова Христа «предоставь мертвым погребать своих мертвецов»

Потому-то и удержал Он, сказав: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов[51]. Господь возводил его к нетленному веку и поставил рядом с бессмертными Ангелами по силе его пламенной ревности. Ты не мёртв, говорит, а потому не заботься о мёртвых останках родителей.

Страница 13