Размер шрифта
-
+

Православный пост. Рецепты постных блюд - стр. 7

Существует уникальное описание того, как проходил Великий пост в Палестине, оставленное римской паломницей Эгерией, которое относится примерно к 380 году:

«В субботу литургия здесь совершается рано, еще до восхода солнца, для того, чтобы дать разрешение от поста тем, кого здесь называют евдамадариями.

И вот какое правило поста соблюдают те, которых называют евдамадариями: они постятся всю неделю и едят только по воскресениям после отпуста в пятом часу. И, вкусив пищу в воскресенье, они больше ничего не едят до тех пор, пока не причастятся в следующую субботу утром в храме Воскресения. Ради них, чтобы они могли быть разрешены от поста как можно раньше, литургия совершается в храме Воскресения по субботам до восхода солнца. И то, что литургия совершается ради них так рано, как я упомянула, не значит, что причащающиеся только одни они; причащаются в этот день и все, кто пожелает.

Вот какой здесь обычай поста во время Четыредесятницы: есть такие, которые, вкусив пищу в воскресенье… не едят уже целую неделю до отпуста в субботу…

Здесь существует особый обычай, который соблюдают те, которые называют себя апотактитами, мужи и жены; они едят только раз в день, и не только во время поста, но и в течение всего года. Те же среди них, которые не могут провести в посте всю неделю, как я описала, принимают пищу в середине дня в четверг; а кто не в состоянии этого сделать, постится два дня подряд в течение поста; а кто и этого сделать не может, ест вечером. Никто не требует определенного числа дней поста, но каждый постится по своим силам.

И не получает ни похвалы, кто творит много, ни порицания, кто творит меньше. Ибо таков обычай здесь. Во время Четыредесятницы ни хлеба дрожжевого, ни оливковаго масла, ни древесных плодов не есть, а только воду и немного мучной похлебки».[2]

В целом документы этой эпохи позволяют узнать, что разнообразие постов в Великий пост было чрезвычайно велико.

Множество различных обрядов поста было на Востоке в V–VIII веках. Обряд неядения заменился обрядом говения[3] (в частности, на мясо). В это время значительно повысился авторитет монахов, монастыри стали играть важную роль в жизни людей, монашеский обычай поста становится примером. На Руси этот обычай стал ориентиром, обязательным каноном. Иностранцы, посещавшие страну, поражались той строгостью, с какой русские люди отдавались традиции пощения.

Подготовительные Недели и седмицы

Главный и единственный смысл Великого поста – покаяние. Подготовка к Великому посту помогает верующему достигнуть этого. Подготовка к Великому посту состоит из трех седмиц

Страница 7