Православный календарь. Церковные праздники, посты, дни поминовения усопших - стр. 5
Дни Рождества Христова у каждого народа носят свое название. В Англии – кэролы, в Германии – святые вечера, на Украине и в Белоруссии – коляды, в России – святки. Эти праздники – сплав прекрасных обычаев и традиций, бытующих у людей разных национальностей. Объединяет же их одно – это дни всеобщей любви и добра. В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время свершения добрых дел. В России в святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т. п. Следовали этой традиции все – от государя до простых смертных.
Рождество – праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, и потому с таким нетерпением и взрослые, и дети ждут Рождество.
Точная дата рождения Иисуса Христа нигде не упоминается. По Евангелию, 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения. (Дату Благовещения установили, отсчитав назад от 25 декабря девять месяцев – 25 марта.) Отсюда, видимо, исходит намерение привести эти даты в соответствие с обычным временем плодоношения. Историческая же наука свидетельствует о том, что именно в этот день – 25 декабря – праздновалось рождение богов во многих дохристианских (языческих) религиях. День этот был праздничным, ибо знаменовал собой один из переломных моментов в природе – день зимнего солнцестояния, солнцеворота, после которого дни начинают прибывать, приближается весна, и солнце – верховное божество у многих, особенно земледельческих народов – как бы рождается заново.
Раннее христианство отмечало 6 января как тройной праздник – Рождество, Богоявление и Крещение, поскольку считалось, что Иисус Христос как бы родился от бога в час своего крещения, а до этого времени оставался простым смертным. Обычай празднования 6 января тройного события к IV веку распространился по всему Востоку. Однако в конце III – начале IV веков в христианстве возникает и побеждает учение, согласно которому Христос является богом изначально, а не стал им только после крещения. И вскоре западная Церковь устанавливает новую дату празднования – 25 декабря.
В восточной Церкви праздник Рождества Христова утвердился лишь после того, как его соединили с праздником Богоявления 6 января в 12-дневный рождественский цикл, и в таком виде – двенадцатидневных святок – Рождество пришло на Русь в X веке вместе с христианством, где слилось с древнеславянским праздником в честь духов предков.