Размер шрифта
-
+

Православное учение о церковной иерархии: Антология святоотеческих текстов - стр. 1

Приветственное слово святейшего патриарха московского и всея руси кирилла

Возлюбленные о Господе чада Святой Русской Православной Церкви!

Подготовленный Издательским Советом и Учебным комитетом Русской Православной Церкви сборник «Православное учение о церковной иерархии: Антология святоотеческих текстов» – актуальное издание, необходимость в котором давно назрела. Следует сразу оговориться: выход в свет данного небольшого корпуса святоотеческих текстов на тему соборности Церкви и послушания священноначалию – это проявление пастырской заботы о тех, кто зачастую, движимый «благими намерениями», вступает на опасную дорогу рас кола.

Христианская традиция понимает иерархию как богоустановленный порядок жизни человеческого общества, в соответствии с этим и церковная иерархия приобретает значение важнейшего фактора жизни Церкви, которым определяется и авторитет иерархии. Однако сегодня наше общество переживает кризис авторитета. Среди людей не только светских, но и считающих себя церковными часто господствует ложное понимание авторитета, который воспринимается многими всего лишь как неотъемлемый атрибут личной власти. В то же самое время правильное, подлинно церковное отношение к авторитету иерархии является залогом гармонии и стабильности Церкви. Две крайности – абсолютизация авторитета и его отсутствие – чаще всего и приводят к расколу, а причина обоих зол – явная или скрытая гордость. Борцы со всякого рода несправедливостью, которая является принадлежностью нашего падшего, лежащего во зле мира, забывают, что обостренное, гипертрофированное чувство справедливости – чаще всего признак гордыни.

Святитель Иоанн Златоуст, прибегая к образному сравнению, показывает, что смирение, пусть даже сопряженное с грехом, лучше праведности, которую обуяла гордость: «Чтобы знать тебе, какое благо не воображать о себе ничего великого, начертай словом две колесницы. Впряги в одну праведность и высокоумие, а в другую грех со смиренномудрием и увидишь, что колесница греха опередит праведность не по собственной силе, но по крепости сопряженного с ним смиренномудрия; а первая колесница останется позади не по немощи праведности, но по тяжести и дебелости высокоумия»[1]. Констант инопольскому святителю вторит египетский отшельник, преподобный авва Исаия: «Надеющийся на свою праведность и воли своей держащийся не может ни избежать козней диавольских, ни покой найти, ни увидеть, чего в нем недостает»[2].

Сознание современного человека, приходящего в Церковь, являет порой весьма причудливое сочетание диссидентского нигилизма и религиозно-эвристического восторга. Отсюда и такие характерные для постсоветского времени явления церковной жизни, как младостарчество, недоверие к священноначалию и подозрительность по отношению к церковной иерархии. Подлинные старцы всегда знали тайну богоустановленной иерархии и служили со смирением и послушанием Церкви, потому что любили ее. Епископы и священники могут иметь естественные человеческие немощи и ошибаться в принятии конкретных практических решений. Но Бог силен обратить во спасение эти ошибки там, где есть святое послушание. Главное, чтобы оно приносилось не просто тому или иному архиерею, а Самому Первосвященнику Господу Иисусу Христу – это важнейший принцип веры «во едину Святую… и Апостольскую Церковь».

В документе, принятом 4 февраля 2011 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, в главе «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви» говорится, что «…свобода есть одно из проявлений образа Божия в человеческой природе. Однако неправильно употреблять эту свободу для противодействия Богу, создавшему человека (см.: Быт. 1, 27) и Своим Промыслом управляющему миром (см.: Деян. 17, 28). Она не должна использоваться для хулы на Бога, клеветы на Его Церковь и людей. Подобное противление Творцу разрушает установленный Им порядок мироздания, приводит ко многим бедствиям и страданиям в жизни творения».

Страница 1