Православное учение о церковной иерархии: Антология святоотеческих текстов - стр. 3
Равные в христианском призвании, члены Церкви неравны по объему своей ответственности, проистекающей из иерархического устроения самой Церкви. Главное иерархическое разделение членов Церкви зависит от их принадлежности к клиру или мирянам, а также – от той конкретной ступени, которую они занимают в данной иерархии.
Духовная свобода является основным началом церковной жизни (см.: Рим. 8, 21; 1 Кор. 10, 29). Эта свобода может быть ограничена лишь Божественным правом, которому она не должна противоречить. Священное Писание говорит о необходимости для иерархии принимать во внимание волю народа: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5, 2–3). О том же говорит и пример святых апостолов (см.: Деян. 6, 5; 15, 22).
Церковные каноны прямо говорят о необходимости уважения ясно выраженного народного желания в принятии важнейших для Церкви решений.
Например, это касается изменения территориального порядка в Церкви: «Народу, имевшему епископа и по смерти его не восхотевшему имети своего епископа, но желающему присоединиться к епархии иного которого-либо епископа, не должно в сем отказывати» (Карф. 99). Правило 118 того же Собора прямо говорит о том, что при возможности выбора епископа, к которому присоединяется овдовевшая епархия в подобном случае, нужно обратиться «к тому, которого народ изберет».
Народная воля необходима при решении не только административных, но и догматических вопросов. Так, правило 2 Феофила Александрийского предоставляет самому церковному народу право признания или непризнания епископа, находившегося в прошлом в общении с еретиками. Исторические прецеденты также указывают на важность этого условия: так, на Халкидонском Соборе епископ Евсевий Анкирский оправдал рукоположение им епископа Гангрского именно народной волей. В церковных актах, провозглашающих церковную автокефалию, независимость Поместной Церкви, указывается на народное желание как на ее причину. Разумеется, нежелание народа подобной автокефалии также может стать причиной отказа в ней со стороны Церкви-Матери.
Однако и воля церковной иерархии не может игнорироваться при принятии важных церковных решений, так как именно епископат является главным субъектом церковной власти. Богоустановленность церковной иерархии проистекает из действий святых апостолов, получивших благодать Святого Духа в день Пятидесятницы и с помощью даров этой благодати проповедовавших Христа по всему тогдашнему миру. Не случайно святой апостол Павел, великий проповедник Евангелия среди язычников, подчеркивает, что основанием церковного единства является ее возглавление Самим Христом и та благодать, которую Он дал Cвоим ученикам (см.: Еф. 4).