Православная энциклопедия - стр. 1
ВВЕДЕНИЕ
Вы держите в руках книгу, которая поможет вам сориентироваться в сложном и многогранном христианском мире, причем не только при посещении храма, но и при чтении книг Священного Писания. Мы собрали воедино и постарались растолковать многие слова, которые вы услышите от священника и других верующих. Кроме того, мы постарались объяснить, как должен вести себя в храме православный христианин, начиная с манеры одеваться. Те же, кто уже считает себя членом Церкви, найдут объяснения слов и понятий, сопровождающих многие богослужения, в частности чин Божественной литургии, всенощной и посвящения, а также названия многих священных предметов, которые употребляются при совершении таинства евхаристии.
Что же такое православный храм для христианина? Кто-то идет в туда, чтобы заказать требу, взять святой воды или поставить свечу за здравие, а кто-то просто так, из любопытства. Однако главное назначение храма – быть домом для Бога и верующих, местом, предназначенным для встречи с Всевышним и для совместной молитвы Ему. В храмах ежедневно проводят богослужения, на которых звучат песнопения и молитвы. И никто не заставляет людей приходить в храм: ни православные священники, ни начальство на работе, ни школьные учителя. Кроме того, те, кто постоянно посещает в это место, не получают за это никакого материального поощрения. Напротив, в храме нужно потрудиться, внимая словам молитв и песнопений, потратиться на поминальную записку и свечи, подать на восстановление храма и пр. Но люди все-таки идут в храм. Почему?
Согласно учению Православной церкви, сердце каждого из нас должно быть храмом Божьим, Его обителью. Таким образом, приучаясь жить по законам Церкви, христианин очищает себя от грехов, приводя душу и сердце в порядок по образу и подобию храма, чтобы они стали достойными пребывания Господа. Бывает так, что много лет человек ходит мимо храма, не замечая его, но в один прекрасный день он задумывается о Боге, вечности и смысле своей жизни. Тогда он идет в храм как в дом Бога, который становится его родным домом. И совсем не важно, радостно или трудно живется человеку, начав посещать храм, он уже не мыслит жизни без него: здесь люди собираются на праздники, здесь легче переносить беды, здесь все напоминает о духовном и высшем предназначении человека.
Что касается Священного Писания, объем нашей книги не позволяет подробно рассказать обо всех исторических личностях, упоминаемых в Библии. Нам пришлось осветить только факты, наиболее важные для православного христианина: Тайная вечеря, Нагорная проповедь, события в Гефсиманском саду, жизнь первоверховных апостолов, Иоанна Крестителя, события двунадесятых праздников, Ангельская иерархия и т. д. Кроме того, вы найдете статьи, посвященные великим людям Ветхого Завета – таким, как царь Давид, Соломон, Самсон, пророк Самуил, пророк Исайя и многие другие.
Вообще, начинающему христианину Священное Писание или Библию не следует начинать читать с самого начала, как обычную книгу. Отцы Церкви советуют сначала прочесть Евангелие, уделив особое внимание Нагорной проповеди. Последняя в нашей книге приведена неполностью, чтобы человек, неискушенный в чтении Священных книг, мог сам ознакомиться с основными догматами Христианской церкви и не потерять интерес к дальнейшему их изучению.
Что же представляет собой Священное Писание или попросту Библия? По словам А. С. Пушкина Библия – «…единственная книга в мире: в ней есть все. Есть книга, коей каждое слово истолковано, проповедано во всех концах земли, применено ко всем обстоятельствам жизни и происшествиям мира из коего нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое было бы уже пословицей народов. Оно не заключает уже для нас ничего неизвестного, но книга сия называется Евангелием – и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее Божественное красноречие».