Размер шрифта
-
+

Православная Церковь и экуменизм - стр. 14

под верховным руководством святых апостолов, пророков, евангелистов, пастырей, отцов, учителей. А ими свято руководит Дух Святой, от Пятидесятницы и далее, через все века, вплоть до Страшного Суда. Дух Святой и есть Тот один дух в теле Церкви (Еф. 4, 4). В Нем и от Него и существует единство веры и познания Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. Вся истина апостольской, православной веры во Христа и познания Христа находится в Духе истины, Который и вводит нас в эту истину, одну и единственную (ср.: Ин. 16, 13; 15, 26; 14, 26).

Он наше переживание Христа соединяет с соборным сердцем Церкви и наше познание Христа – с соборным познанием Церкви. Тело Церкви одно и имеет одно сердце и одну душу (Деян. 4, 32). В это единое сердце, соборное сердце Церкви, и в эту единую душу, соборную душу Церкви, входим мы и с ними соединяемся благодатным действием Святого Духа, смиряя ум свой перед соборным умом Церкви, дух свой – перед Святым Духом Церкви. И так мы созидаем в себе непреходящее чувство и сознание того, что мы имеем одну и ту же веру в Господа Иисуса Христа со всеми святыми апостолами, пророками, отцами и праведниками, – имеем одну веру и одно познание о Господе.

Вера в Господа Иисуса Христа и знание о Нем представляют собой существенное, неразделимое единство. В Церкви эти двое суть одно. И даются они Духом Святым за смиренные подвиги и прежде всего за смиренномудрие. «Единство веры – это значит: быть единым в догматах веры. Точно так же – и единство познания»>8.

Святой Златоуст: «Единство веры означает: когда бы мы все имели одну веру. Ибо это и есть единство веры, когда все мы суть одно и когда все мы одинаково понимаем этот союз. А пока этого нет, ты должен трудиться над достижением этого, если получил дар назидания других. А когда все одинаково веруем – это и есть единство веры»>9. Блаженный Феофилакт пишет: «Единство веры означает: все имеем одну веру, не расходясь в догматах и не имея между собой раздоров в жизни. Единство веры и познания Сына Божия истинно, когда православно исповедуем догматы и живем в любви, ибо Христос есть любовь»>10.

2) Достигнуть в мужа совершенного. Но что это такое – совершенный человек? Пока Богочеловек Иисус Христос не явился на земле, люди не знали, ни что такое совершенный человек, ни кто это. Человеческий дух был не в состоянии представить себе образ совершенного человека ни как замысел, ни как идеал, ни тем более как действительность. Отсюда происходили только блуждания в поисках идеального человека и у таких выдающихся мыслителей рода человеческого, как, например, Платон, Сократ, Будда, Конфуций, Лао Цзы и других дохристианских и нехристианских искателей идеального, совершенного человека. Только с появлением Богочеловека в человеческом мире люди узнали, что такое совершенный человек, ибо Его видели в действительности, в своей среде. Для человеческого сознания нет больше сомнений: Иисус Христос – вот совершенный человек. Что касается истины, она вся в Нем, и настолько вся в Нем, что вне Его и нет истины, ибо Он Сам – Истина; что касается справедливости, она также вся в Нем, и настолько вся в Нем, что вне Его и нет Справедливости, ибо Он Сам – Справедливость. И все самое лучшее, самое возвышенное, самое Божественное, самое совершенное – все это осуществилось в Нем. Нет такого блага, которое бы человек, пожелав, не нашел в Нем. Точно так же нет и греха, который бы христоборец, выдумав, мог найти в Нем. Он весь без греха и полон совершенств, и потому Он – совершенный человек, идеальный человек. Если не так, то покажите другого, который был бы хоть приблизительно подобен Ему. Но, разумеется, такого человека никто не может показать, ибо в истории его не существует.

Страница 14