Правители России от Рюрика до наших дней - стр. 12
Русь уже знала властителей-христиан. Бабушка Владимира – святая равноапостольная Ольга – долгие годы правила страной: сперва по малолетству сына, потом ввиду его постоянных военных походов. Ее личная приверженность православию, однако, никак не сказалась на народе. Естественно было ожидать такого же поведения и от князя Владимира. Государство, которым он управлял, созданию которого отдал столько сил, в своей основе имело язычество как связующее и объединяющее начало. Покуситься на эту религию – значило наверняка разрушить Киевскую державу, отдав ее во власть религиозных смут и племенных противоречий.
Однако князь Владимир руководствовался не политическим расчетом, а благодатным внушением Божиим. Вернувшись в Киев, он велел жителям города собраться на берегу Днепра, подкрепив призыв словами: «Кто не придет, тот не друг мне!» И когда горожане собрались, на глазах у всей толпы были сокрушены идолы. Деревянные статуи богов рубили и жгли, а среброголового Перуна по княжескому приказу сначала привязали к хвосту коня и поволокли с горы (в то время как двенадцать специально назначенных человек колотили его палками), а затем сбросили в реку. Вместо неминуемого, казалось бы, всеобщего мятежа произошло всеобщее Крещение, которое Владимир предварил своей горячей молитвой.
Вопреки всему при Владимире Русь сохранилась, не канула в пучине усобиц. Православие распространялось очень быстро. Еще при жизни Владимира в Киеве были возведены сотни церквей. На севере – в Новгороде, Ростове, Муроме – язычество держалось дольше и крепче, но и там, после непродолжительного периода двоеверия, православие восторжествовало.
Святополк I Владимирович (Окаянный)
Великий князь Киевский в 1015–1019 гг
Святополк, сын Ярополко Святославича, пасынок Владимира Святославича, родился около 980 года.
Летописец сообщает, что после убийства своего брата Ярополка князь Владимир взял в жены его беременную вдову, гречанку, у которой родился сын Святополк. Прежде она была монахиней. Владимир всю жизнь не любил Святополка и не считал сыном, ибо он был вечным напоминанием его греха.
Владимир I посадил Святополка в Турове и около 1013 года женил на дочери польского короля Болеслава. Вместе с молодой княгиней в Туров прибыл епископ колобрежский Рейнберн, желавший, вероятно, отторжения русской церкви от греческой и подчинения ее Риму Святополк, недовольный Владимиром и побуждаемый женой и Рейнберном, стал готовить восстание против отца, рассчитывая, очевидно, на помощь тестя. Владимир узнал о намерениях сына и посадил его с женой и епископом в тюрьму. Незадолго до смерти отца Святополк был освобожден и, по-видимому, получил в удел Вышгород, около Киева.