Размер шрифта
-
+

Прага - стр. 1

Введение

Прага никогда не отпустит тебя, у этой матушки те еще клешни…

Франц Кафка

Чешская столица никогда не была обделена вниманием писателей, поэтов, музыкантов и художников. Никто из них, живший или работавший в Праге, не избежал влияния этого города на свое творчество: Райнер Мария Рильке, Франц Кафка, Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Альфонс Муха и многие другие великие деятели искусства.

Прагу называли и называют Стобашенной, Золотой, мистической столицей Европы. В настоящее время в Праге насчитывается более 500 башен, этим обусловлен столь необычный и узнаваемый силуэт города, поэтому название Стобашенная – не поэтическое преувеличение, как было когда-то, а лишь скромное отображение столь необычного достоинства чешской столицы.

В отличие от многих других мировых столиц, облик которых за последнее столетие сильно пострадал от появления в старинных кварталах новых зданий, Прага претерпела минимальные изменения. Благодаря бережному отношению чехов к своей богатой событиями истории Прага сохранила особенное, присущее только ей очарование.

Почти 1,5 млн жителей Праги и все население Чехии по праву гордится своей столицей, а огромное количество туристов, посещающих ее ежегодно, приносят в бюджет страны немалые суммы.

Странная, но гармоничная смесь славянской, немецкой и еврейской культур наложила на облик города ни с чем не сравнимый отпечаток. Дворцы австрийской аристократии, дома чешских горожан, сохранившиеся синагоги придают Праге незабываемый облик и наполняют ее атмосферу тем волшебным духом старины, которого нет больше нигде.

Глава 1. История Праги

Образование Праги

Начало заселения территории современной Чехии славянами приходится на IV в. н. э. – время, когда на ней обитали кельтские племена бойев, имя которых сохранилось в названии Богемии – «страны бойев». В V–VI вв. бойи были вытеснены с территории Чехии западнославянскими племенами, расселившимися преимущественно в долинах рек, по которым проходили торговые пути.

На реке Влтаве, в том месте, где ныне расположена Прага, первые поселения появились уже в V в., что подтверждается археологическими находками.

В VII в. произошло первое объединение чехо-моравских племен в единый союз под предводительством князя Само, предположительно франкского происхождения, с именем которого связаны первые сведения о чешской государственности. Союз просуществовал около 300 лет, и в этот период произошли многие знаменательные события, одно из которых оказало решающее влияние на последующую историю Чехии: чешские и моравские князья приняли христианство, желая защитить себя от посягательств франков.

Во второй половине IX в. в Моравии действовали проповедники Кирилл (Константин) и Мефодий, создавшие славянскую азбуку и способствовавшие распространению христианского учения.

В VIII в. в окрестностях современной Праги располагалась целая система древнеславянских городищ, заселенных племенами чехов. Во главе племен стоял род Пршемысловичей (Пржемысловичей). С легендарными основателями рода – княгиней Либуше и ее супругом Пршемыслом – связано сказание об основании Праги.

По преданию, молодая княгиня Либуше вместе с мужем, старейшинами племени и дружиной смотрела на холмы Страгов, Петршин и Волчьи ворота, стоя на вышеградской скале. В те времена на месте будущего города среди лесов только начали появляться засеянные поля. Либуше, на которую неожиданно снизошел пророческий дух, предрекла, что, после того как будут вырублены обширные леса по берегам Влтавы, здесь будет построен великий город, город, которому суждено стать столицей чешского государства и прославиться на весь мир.

Конец IX в., когда начался процесс объединения чешских племен в единое государство, можно считать временем возникновения Праги. В это время была заложена основа города – княжеская резиденция, которую перенес сюда из Левого Градца-над-Влтавой князь Борживой Пршемыслович, так как здесь находились броды через Влтаву.

Над тем местом, где река изгибается, он построил укрепленное городище и храм Девы Марии, вокруг которых стали возникать рыбацкие поселения и торговые площади. У главного брода, где располагалась княжеская таможня, появилась купеческая слобода, ставшая позже ядром города, немного дальше, у второго брода, – слобода Поржичи.

Страница 1