PR-дизайн и PR-продвижение - стр. 20
Прежде всего нужно подчеркнуть, что Октавиан Август никогда не называл себя ни императором, ни царем, а требовал, чтобы окружающие люди называли его принцепсом – «первым среди равных», т. е. демонстрировал свою привязанность к традициям римской республики. При этом он набрал себе превеликое множество различных первых должностей, объявив себя и первым сенатором, и первым трибуном, и главнокомандующим, и даже верховным (т. е. первым!) жрецом. Таким образом, он сосредоточил в руках власть подлинного верховного правителя, едва ли не большую, чем в то время обладали многие цари! Но при этом сам римский народ, воспитанный в традициях демократии, совсем не считал себя обманутым и претензий узурпатору не предъявлял! Как это объяснить?
А объясняется это следующим: Октавиан Август сумел показать все свои действия так, что римляне совершенно искренне думали: он действует в общих интересах и к тому же еще и свято чтит старинные патриархальные традиции республиканского Рима. Например, сократил император численность армии – экономит народные деньги, ввел налог на роскошь – еще одна похвальная экономия на гладиаторские бои. Стал жестоко наказывать вороватых чиновников? Ну, это уж и совсем замечательно: «все делает для народа»!
Все было хорошо, и только одно было очень плохо: ни лицом, ни осанкой, ни мускулатурой Октавиан Август на античного героя не походил! Роста был невысокого, пусть и немного, но прихрамывал, и еще часто мерз, так что надевал иногда по нескольку туник одновременно.
Однако кого же мы все-таки видим на статуе, его изображающей? Прекрасный полубог – вот кто на ней изображен. И хотя статуя, естественно, говорить не могла, именно «надетый» на нее панцирь «говорил» за нее, являясь прекрасным средством невербальной PR-коммуникации!
Ну, так что же люди того времени, глядя на него, узнавали?
Вверху панциря красуется изображение бога Гелиоса, поскольку считалось, что этот бог обо всех все знает, ведь сверху ему все видно. К тому же это бог Солнца, поэтому и чистота помыслов принцепса, таким образом, ни у кого не должна была вызвать сомнений.
Ниже изображены сразу две богини – Аврора и Селена, что символизировало процветание Рима, которое, мол, наступило при Августе.
Бог Марс в сопровождении волка (две фигуры в самом центре панциря), получающий римского орла от парфинянина, как понятно каждому, – символ победы над Парфией, хотя она была и не военной, а лишь дипломатической! Но ведь была!
По обеим сторонам на панцире располагаются переданные в аллегорической форме изображения Германии и Испании, покоренные силой римского оружия, а бог Аполлон верхом на грифоне и вовсе намекал на божественность рода принцепса! Мол, это никто иной, как сам бог Аполлон соединился с его матерью, пока она спала, а в итоге родился такой вот замечательный правитель!