Повести и рассказы
1
Торбаса – мягкие сапоги, обычно сшитые из оленьих шкур.
2
Тойон – господин, хозяин, начальник. Исправник – начальник уездной полиции.
3
3 Алас – лесная лужайка.
4
Руга – выплаты духовенству. Первоначально означала отсыпной хлеб, выдававшийся вместо жалованья. В отличие от десятины размер руги назначался произвольно.
5
Требы – богослужения, которые совершаются по частному требованию верующих. К ним относятся некоторые Таинства, молебны, отпевания, панихиды и освящение домов.
6
Падь – ущелье, овраг между горами.
7
Сопка – остроконечная гора.
8
Сельский староста – выборное должностное лицо, выполнявшее в селе административно-полицейские обязанности.
9
Талинка (от татарск. тала – «верба») – ивовый прут, хворостина.
10
Кипень (устар.) – пена, появляющаяся при кипении.
11
Трапезник – здесь: низший служитель при церкви, исполняющий обязанности звонаря и сторожа.
12
Крин сельный – полевая лилия.
13
Домовина (обл., устар.) – гроб.
14
Тропарь – краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо.
15
Клирос – место для певчих и чтецов на возвышении перед иконостасом, по обеим сторонам от Царских врат.
16
Хоругвь – укрепленное на длинном древке полотнище с изображением Христа или святых, носимое при крестных ходах.
17
Горнее (устар.) – высокое.
18
Благовест – церковный звон одним большим колоколом, извещающий о начале богослужения.
19
Листвень – лиственница.
20
Cибирские бродяги рассказывают, что в глухой тайге сороки стаями провожают пробирающегося в чаще человека. В те времена, когда охота на «горбачей» разрешалась законом, буряты охотники выслеживали бродяг по громким крикам сорочьей стаи (прим. авт.).
21
Скнипа (обл.) – плаксивый попрошайка, прикидывающийся бедняком.
22
Давалец (устар.) – заказчик, предоставляющий свой материал для изготовления какого-либо изделия.
23
Панель – тротуар.
24
Кошель (устар.) – большая плетеная сумка, корзинка.
25
Клирошанка – монастырская послушница, поющая на клиросе.
26
Игуменья – настоятельница женского монастыря.
27
Рясофорные – носящие рясу.
28
Старица – престарелая монахиня.
29
Шлык – шапка.
30
Клир – духовенство как особая общность в Церкви, отличная от мирян.
31
Черницы – монахини.
32
«Сколь славен наш Господь в Сионе…» (музыка Д. С. Бортнянского, стихи М. М. Хераскова) – неофициальный «национальный русский гимн», широко использовавшийся до официального принятия гимна «Боже, царя храни».
33
Диакон – священнослужитель, имеющий первую, низшую степень священства, не совершающий самостоятельно богослужения.
34
Киот – небольшой застекленный шкаф для икон, божница.
35
Дроги – здесь: шесты, лежащие на плечах несущих, к которым прикрепляется святыня.
36
Гречневик – высокий цилиндрический мужской головной убор из коричневой вяленой овечьей шерсти.
37
Кликуша – человек, страдающий кликушеством – истерическими проявлениями, сопровождающимися бессвязными выкриками, бурной жестикуляцией и судорожными припадками.
38
Сажень – старая русская мера длины, равная 2,13 м.
39
Мыза (фин.) – загородный дом, дача с хозяйственными постройками.
40
Золоторотец (устар., прост.) – арестант, босяк, оборванец.
41
Кацавейка (обл.) – распашная короткая кофта, подбитая или отороченная мехом.
42
Касторовая – изготовленная из плотного сукна с густым ворсом.
43
Большак (обл.) – здесь: хозяин дома.
44
Урядник – низший чин уездной полиции в России.
45
Всенощная – вечерняя церковная служба.
46
Шушпан – белый холщовый кафтан с красной обшивкой.
47
Кумач – ярко-красная хлопчатобумажная ткань.
48
Архиерей – общее название высших чинов право-славного духовенства.
49
Оранский Богородицкий мужской монастырь, расположенный в селе Оранки Нижегородской области, был основан в 1634 году дворянином П. А. Глядковым.
50
«Проходя по полю, называемому Оранским, вошел в непроходимый лес и увидел на горе́ зажженный огонь. Подошел, но никого возле огня не встретил, лишь увидел устремлявшийся ввысь сияющий столп, доходивший до неба… День же тот был сумрачным, и из-за огромных туч не только неба, но и солнца нельзя было разглядеть, и сильный дождь шел, не переставая» (церк. – сл.).
51
Терюхане – этнографическая группа мордвы, жившая на территории Нижегородской губернии. Ныне полностью слились с русским населением.
52
Братия (церк.) – монашеская община одного монастыря.
53
Опричь (устар.) – кроме.
54
Бортное – относящееся к бортничеству (лесному пчеловодству).
55
Схимонах – монах, принявший схиму – торжественную клятву (обет) соблюдать особо строгие аскетические правила поведения.
56
Пу́стынь – небольшой монастырь в труднодоступной пустынной местности.
57
Иеромонах – монах, имеющий сан священника.
58
Комиссар – здесь: лицо, отвечающее за воспитательную работу (ирон.).
59
Аще (церк. – сл.) – здесь: если.
60
Cупостат (устар.) – враг, противник.
61
Четьи-минеи – книги житий святых Православной Церкви. Повествования излагаются по порядку дней каждого месяца в соответствии с днями памяти святых, откуда происходит название «минеи» (греч. μηνιαίος – «длящийся месяц»).
62
Заштатный монастырь – обитель, находящаяся на собственном содержании.
63
Тонций сон – то есть «тонкий сон», пограничное состояние между сном и бодрствованием.
64
Оранская Владимирская икона Божией Матери – чудотворная икона Богородицы. Является списком или копией с Владимирской чудотворной иконы, находившейся в Успенском соборе Московского Кремля.
65
Феофан (Чарнуцкий; около 1710–1773) – епископ Нижегородский и Алатырский.
66
До скончания века.
67
Восьмиконечный крест – крест с тремя перекладинами, наиболее распространен в России. Верхняя короткая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках, а нижняя косая короткая перекладина – подножие, на которое опирались ноги Спасителя.
68
Мир – здесь: миряне.
69
Послушник – прислужник в монастыре, готовящийся к пострижению в монахи.
70
Никон (Минин или Минов; 1605–1681) – московский патриарх с 1652 по 1667 год. Провел церковные реформы, вызвавшие раскол.
71
Один из вопросов вульгарной раскольничьей диалектики (прим. авт.).
72
Начетчик – человек, много читавший и догматически проповедующий какое-либо учение.
73
Схоластическая диалектика – искусство вести спор, опираясь лишь на формальные логические аргументы.