Размер шрифта
-
+

Потомкам нашим не понять, что мы когда-то пережили - стр. 14

Чем же знаменита Пошехонская земля? С XVIII века здесь широко развивался золотобойный промысел (изготовление тончайших листов сусального золота, серебра, алюминия). Пошехонским сусальным золотом отделывались купола храмов Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

В 70-х годах XIX века в Пошехонье создавались сыроваренные артели, и по праву эта земля стала считаться родиной отечественного сыроварения.

Прозвище «пошехон», произошедшее от названия города, давалось современниками недалекому человеку. «… А Пошехонцы в народном мнении считаются вообще… простоватыми и легковерными. О них ходит много рассказов, доказывающих их несообразительность: как, например, они заплутали между трех сосен; как не могли разобрать, чьи ноги под столом; как втащили на избу корову, чтобы она съела выросшую там траву и проч.»[48]. Говорят, население Пошехонья долго сопротивлялось реформам Никона, нововведениям Петра, нашествию цивилизации (табаку и картофелю), чем и заслужило подобную репутацию.

Как бы то ни было, наши предки здесь жили, служили, рожали и воспитывали детей и, думается, не могли не любить этот лесистый и богатый реками край.

* * *

Остановимся подробнее на последнем месте служения Иоанна Прохоровича Добронравина – церкви села Никольского в Лисино. Сюда он был назначен уже 50-летним диаконом, здесь прослужил 27 лет, здесь и обрел свой последний приют.

«Церковь Казанской Божьей Матери зданием каменная, приходская, прочная. Престолов в ней три: в холодной – Казанской Божьей Матери, в теплой по правую руку – во имя Святителя и Чудотворца Николая, по левую – во имя Святой Великомученицы Варвары. Церковь построена в 1824 году тщанием прихожан. Земли при церкви 62 дес. 734 саж. Церковных домов два: в одном живет священник, а другой дом сенями разделен на две половины: в одной половине живет церковный сторож, а в другой помещается земская школа»[49].

Об Иоанне Добронравине записано в формулярных ведомостях так: «Грамоту имеет. Чтение, пение и катехизис[50] знает очень хорошо. Поведения очень хорошего, в должности способен и усерден. Судим и штрафован не был»[51]. Супруга его – Анна Андреевна, 1813 года рождения.


Схема 7


В семье диакона родилось 7 детей: Петр, Еннафа, Павел, Василий, Венедикт, Андрей, Акилина.

Петр Иоаннович родился в 1835 г. Сохранилась запись о его крещении, которое произвели в тот же день (очевидно, ребенок был очень слаб и посчитался нежизнеспособным): «У диакона Знаменской церкви Ивана Прохорова и законной жены его Анны Андреевой родился сын Петр 23 мая 1835 г. (…) Восприемники: села Лисина дьякон Прохор Николаев (дедушка) и села Никольского, что на Ухтоме вдовствующая попадья Ефросинья Козмина. Таинство совершал священник Захарий Иванов Некрасов. При крещении были дьякон Иван Прохоров Добронравин, дьячек Андрей Дмитрев, пономарь Николай Васильев»

Страница 14