Постклассическая онтология права - стр. 93
М.В. Ульмер-Байтеева
О различиях классической и неклассической онтологии. Онтология (в переводе с греч. «онто, онтос» – сущее) занимается всеобъемлющими вопросами – «что» и «как» существует в реальности[320]. Начиная с античности, онтология рассматривалась в качестве теоретической науки о сущем. Для Аристотеля сущее есть все, что существует в соответствии с определенными принципами и причинами[321]. Начиная с Канта, вопрос о сущем был радикально переформулирован – об условиях познания бытия. С этого момента, онтология была вытеснена эпистемологией. Классическая теория познания представляет собой дескриптивный дискурс, т. е. описание мира, которое рассматривается как сам мир[322]. Такой «эпистемолого-дескриптивный» подход часто называют репрезентацией (или «дублированным» представлением) реальности. Метод такого представления выступает, как замечал Э.Гуссерль, «олицетворением мечты Лейбница о системном единстве априорных наук, порождая особую форму догматизма, преодолевающего необходимость своего обоснования»[323]. Поэтому призыв феноменологии «К самим вещам!» означает отказ от репрезентативного представления мира и удвоения его структур с помощью понятий и категорий.
Начиная с феноменологии, мир становится не только объектом познания, но и понимания его законов и структур. Поскольку мир целиком познавать невозможно, феноменология пытается фундаментально изменить подход к пониманию бытия: мир больше не рассматривается как некое абстрактное единство, он рассматривается как анализ отношений составляющих его «частей»[324]. В феноменологической перспективе целостный «предмет» дифференцируется на неоднородные сегменты, которые характеризуются особенностями их организации, обусловленных спецификой их бытия[325]. Изучением такой дифференциации занимается стратифицированная онтология[326]. Идею дифференцированной онтологии предлагал еще Ф. Брентано, который выделил особенности материальной онтологии, называемой сегодня «реизмом» (от лат. «Res» – вещь). Отталкиваясь от этих положений, Э. Гуссерль выдвигает идею предметной «региональной онтологии».
Критикуя феноменологический взгляд на онтологию, Н.Гартман разрабатывает альтернативный вариант онтологии-диверсифицирует онтологию на отдельные «слои бытия» и показывает, что сущее разнообразно, хотя и познается с помощью категориальных форм. В отличие от Гартмана и Гуссерля, М.Хайдеггер полагал, что отдельные виды реальности нередуцируемы к понятиям и категориям. Таким видом реальности является прежде всего мир человека, представляемый онтологией дазайн (Dasein). «Быть-в-мире», по Хайдеггеру, означает изменять этот мир, т. е. структурировать с помощью своего действия. Такие изменения происходят через активность человека, разнообразие жизни и деятельности, которые выражаются не через категориальные, а экзистенциальные формы (экзистенциалы)