Последняя загадка парфюмера - стр. 41
– «Думай о последнем»… – задумчиво повторила Лиза. – Это что-то вроде «мементо мори»? Как грустно.
Долгоносик угрюмо посмотрел на Корсака.
– Я смотрю, вы неплохо разбираетесь в искусстве, – проговорил он.
– Разбирался когда-то.
– Что ж, в таком случае вы, вероятно, сможете объяснить, каким образом епископ Феофил и этот ключ попали на картину?
Глеб посмотрел на доску и сказал:
– Пожалуй, могу попробовать. Только для начала нужно определить, к какому времени относятся правки. Может, их сделал сам Тильбох? – Корсак перевел взгляд на реставратора и прищурился. – Семен Иванович, Лиза говорила, что у вас есть лампа Вуда?
В угасших было глазах Долгоносика вновь зажглось подобие интереса.
– Лампа есть, – сказал он.
Корсак развел руками:
– Ну так действуйте.
– Прямо сейчас? – неуверенно проговорил Долгих и посмотрел на Лизу.
– А зачем ждать? – ответила она.
Улыбка девушки воодушевила реставратора.
– Да-да, вы правы! – пробормотал он, встал с кресла и вышел из комнаты. Через минуту Долгих вернулся, неся в руках лампу, укрепленную на треножнике. Он поставил треножник на пол и придвинул к Тильбоху. Глеб, который до сих пор никогда не видел лампу Вуда, следил за действиями реставратора с нескрываемым интересом.
– Выключите свет и задерните штору! – скомандовал Долгих.
Глеб выполнил указание. Комната погрузилась в густой полумрак. Ультрафиолетовые лучи упали на поверхность доски.
– Удивительно! – восхищенно проговорил Долгих. – Видите? Имитация картины на стене и изображение ключа совсем черные!
– И что это значит? – спросил Корсак.
– Свет лампы вызывает флуоресцентное свечение старинных красок и лаков, – ответила Лиза. – Более поздние подправки остаются темными.
– Это значит…
– Это значит, что епископ Феофил, продавший душу дьяволу, и ключ, лежащий на столе, появились на картине гораздо позднее, – объяснил реставратор. – Я бы сказал, что этим дорисовкам чуть больше ста лет. Можете раздвинуть шторы и включить свет.
Троица вновь расселась вокруг журнального столика. Реставратор выглядел оживленным. Он протер салфеткой круглые очки с синими стеклами и водрузил их на длинный нос.
– Елизавета Андреевна, должен вам сказать, что я поражен. И как человек, и как профессионал. Не каждый день сталкиваешься со столь искусной фальсификацией.
– Понимаю ваш восторг, и все-таки… Что за варвар мог это сделать? – недоуменно проговорила Лиза, поглядывая на картину.
Долгоносик улыбнулся:
– Вероятно, он был очень тщеславен и хотел оставить след в истории искусства. Хотя бы и таким способом.
– Да, но посмотрите, как он прорисовал детали. Монах, реторты и это желтое облако… Это же просто шедевр!