После трех не поздно! - стр. 10
Слушая эти разные точки зрения, я ловил себя на том, что попадаюсь в известную ловушку цивилизации, касающуюся развития человека. Ведь эти люди перечислили практически все основные европейские стратегии воспитания человека. Поэтому с каждым из говорящих я во многом был согласен!
Дело в том, что это не просто их субъективные точки зрения. Эти стратегии пытается реально использовать в воспитании детей множество родителей. Более того, каждое направление имеет серьезных научных приверженцев. А сколько написано книг и статей, пропагандирующих то или иное направление как самое эффективное! Беда только в том, что, говоря о той или иной стратегии воспитания, все эти люди в качестве синонима использовали понятие «развитие».
Так, натурализм, с его девизом «Главное, чтобы ребенок был здоров!», всегда был и остается наиболее популярной теорией воспитания. Однако представители этого направления идут дальше и считают, что и процесс психического развития человека обусловлен биологически и подчиняется природным законам. Применительно к детской психологии эта теория утверждает, что в процессе своего развития ребенок проходит (в сокращенном виде) все этапы эволюционного и культурного развития, которые прошел человеческий род. Причем, раз последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, то ни уклониться, ни пропустить какую-то стадию ребенок не может. Поэтому объектом развития становится организм (его психосоматическая организация), а основным механизмом – процессы адаптации (читайте об этом у Б. Никитина, П. Иванова и пр.). Результатом такого развития должен стать половозрелый индивид, у которого в здоровом теле почему-то непременно будет здоровый дух. Увы! Словосочетание «спортсмен-интеллектуал, любитель Рахманинова» небезосновательно воспринимается большинством как шутка.
Иной точки зрения придерживаются сторонники такого содержательно-целевого основания развития человека, как социоморфизм. Это направление представляет родившегося человека как tabula rasa – «чистую доску», на которой окружающий его социум «пишет» необходимые для общества свойства и способности. Более того, как и натурализм, социоморфизм претендует на статус теории развития человека (может быть, кто-то еще помнит «Кодекс строителя коммунизма» – типичный образец социоморфизма в действии). В этом случае объект развития выступает как потенциальный носитель устойчивых социальных ролей (раб, дворянин, пионер, коммунист, бизнесмен и так далее), существующих в обществе. Основным механизмом развития по этому «сценарию» будет