Портретное сходство - стр. 3
Все понимали, что гид рассказывает ранее заученный текст, но у неё очень хорошо получалось передать ту подоплёку, тот нерв создания этой работы.
Группа экскурсантов какое-то время стояла под впечатлением от услышанного, пока экскурсовод не попросила всех пройти в другой зал. Группа удалилась, а я остался. Глядя на Марию, продолжал вглядываться в детали. Графиня на картине была спокойна. Горделивая осанка выдавала её происхождение. Иногда мне казалось, что девушка сейчас мне улыбнётся. Мысленно пытался дорисовать ей эту улыбку.
Не знаю, сколько тогда времени прошло, меня окликнула наш экскурсовод:
– Молодой человек, вижу картина не оставила Вас равнодушным.
– Да, Вы правы.
– Кстати сказать, у этой картины есть и вторая сторона.
– Какая?
– Мария Лопухина умерла, вскоре после написания портрета. Но можете ли Вы поверить в то, что портрет забрал жизнь молодой графини?
– Нет.
– А многие тогда верили и находили в этом нечто загадочное. Отец девушки – Иван Андреевич Толстой – человек военный, уйдя в отставку, стал увлекаться мистикой. В то время ходили слухи, что ему удалось путём различных манипуляций заманить душу умершей дочери в этот портрет. И считалось, если какая-нибудь молодая особа, особенно на выданье, посмотрит на портрет Лопухиной, то непременно умрёт.
– Это же были всего лишь слухи? Вы сами сказали.
– Да слухи. Но тогда современники насчитали около десятка таких случаев внезапной смерти, после обозрения портрета молоденькими девушками. Всё прекратилось, когда Третьяков приобрёл портрет у семейства Толстых.
– Думаю, мне не стоит этого бояться, в конце концов, я же не молодая особа на выданье, – усмехнулся я.
– Но осторожность никому не повредит. К тому же Вам надо догонять свою группу, по-моему, они ушли на выход.
Ещё несколько раз до отъезда из Москвы я приходил в Третьяковку. Сознательно шёл к этой картине и мысленно общался с ней. Ловил себя на мысли, что влюблён в образ молодой графини.
Я делал зарисовки портрета, пытаясь создать улыбающуюся Марию. Но сделать это смог бы только величайший мастер, каким был художник Владимир Лукич Боровиковский.
Изучив в библиотеке литературу о семействе Толстых и Лопухиных, о творчестве Боровиковского, я к своему сожалению не нашёл достаточно информации о жизни моей любимой героини. Поэтому выстраивал свою интерпретацию произошедших событий, мысленно уносясь в тот далёкий 1797 год. Возможно, то, что я придумал не правда, но никто не знает, как всё было на самом деле. Тогда моя версия этой истории казалась весьма убедительной. Вот она, эта история.