Портретное сходство - стр. 2
Как-то летом, накануне последнего года своего обучения, с группой однокурсников я вновь попал в Москву, естественно, пошли в Третьяковку. Уже более осознанно, чем раньше я вглядывался в представленные картины, внимательно впитывая информацию от экскурсовода. Вот мы попадаем в зал с экспозицией картин Владимира Лукича Боровиковского – художника, который много своих работ создал при дворе монарших особ. Как пейзажист, я тогда для себя пытался понять фон этих портретов.
– Как же так? – удивлялся я, оппонируя, к пожилой женщине-экскурсоводу. – На картинах присутствуют абсолютно не совместимые в природе вещи. Так не бывает!
– Молодой человек, – отвечала экскурсовод. – Поймите, в данных работах пейзаж смоделирован Боровиковским? Картина не была написана на фоне природы. Все атрибуты этого фона искусственны и призваны лучше раскрыть характер героя картины, подчеркнуть его достоинства. Могу с Вами в чём-то согласиться, но главное – это сам портрет.
– Главное – это сам портрет, – тихо повторил я за ней, пытаясь вникнуть в смысл этих слов.
– Совершенно верно, – подтвердила гид. – Вот, пожалуйста, одна из самых знаменитых его работ – портрет Марии Лопухиной. Юная и очаровательная графиня из рода Толстых. Посмотрите, как художник с помощью различных деталей фона подчеркивает достоинства и красоту своей героини. На картине ей всего восемнадцать лет. Нежность девушки подобна розе, лежащей рядом. Роза – символ красоты, которая так не вечна. А крона стоящего позади дерева напоминает вьющиеся волосы Марии. Поэты и художники, особенно того времени, ассоциируют русскую берёзку со стройной девушкой, и это намёк на привлекательность фигуры главной героини. Свободное белое платье, приталенное голубым шарфом, и пейзаж на заднем плане выдержаны в одних тонах, что подчёркивает чистоту души. Однако, фон искусственный, всё это смоделировано. Художник заставляет мыслить зрителя с помощью ассоциаций. Понимаете?
– Понимаю, – ответил я.
Мой взгляд переключился на Марию.
– Этот портрет был заказан Владимиру Лукичу Боровиковскому мужем юной графини, – продолжала экскурсовод. – Их брак, заключённый по настоянию родителей, был неравным по возрасту. Возможно, поэтому Мария, как и любая молодая девушка, очень страдала от отсутствия любви. Брак длился всего четыре года, Мария умерла от болезни, неизлечимой в то время. Есть мнение, что Владимир Лукич полюбил Марию Лопухину. Да, несомненно, я с этим полностью согласна. Ведь такой портрет мог написать только человек, влюблённый в свою героиню. Поэт Полонский, очарованный портретом, написал стихотворение, ключевые слова в котором стали: «Красоту её Боровиковский спас». Безусловно, если бы не художник, никто и не узнал бы о красоте Марии, о её печальной судьбе.