Размер шрифта
-
+

Популярная история спорта - стр. 69

С постепенной заменой холодного оружия на огнестрельное кэндо утратило практический смысл. Заняв трон в 1868 году, император Муцу-хито не решился сразу отменить старинный обычай ношения самураями двух мечей. Вплоть до 1876 года полное вооружение оставалось знаком отличия и привилегией военной касты.

После прекращения войн жизнь не остановилась, и самураи продолжали пускать в ход оружие при нападении, во время праздничных поединков. Древнее искусство фехтования было забыто со временем, хотя тренировочные программы кэндо приобрели спортивный характер.

В конце XIX века схватки проходили согласно древнему кодексу, дополненному новыми положениями, например запрещались удары по незащищенным участкам тела. Боевой самурайский меч остался в прошлом, потому как был окончательно заменен деревянным бокуто и бамбуковым синаем. Фехтование стальными мечами (синкэн-сёбу) разрешалось мастерам высокого класса. «Я считаю себя никчемным человеком», – заявлял мастер Ямада Дзирокити (1863–1931), хотя окружающие знали его как выдающегося фехтовальщика и учителя кэндо. Дзирокити являл собой образец сочетания технического мастерства и духовного совершенства в одном человеке, но в детстве он был слабым и болезненным. К занятиям гэккэн («грозный меч») его побудила зависть к брату, легко поднимавшему над головой плетеную корзину с рисом. Впоследствии, когда Дзирокити стал главным наставником школы дзикисинка-гэ-рю, он требовал от учеников усердия, дабы «не посрамить ваших предшественников». Основным принципом данной школы являлась идея «умерщвления собственной личности, с тем чтобы преуспеть в дальнейшем». Отрицая спортивное или развлекательное начало боевых искусств, мастер отдавал все силы борьбе за сохранение древней духовной сущности кэндо. Разработанная Дзирокити нравственная основа фехтования на мечах отражена в его «Трактате о кэндо» и в правилах, записанных в «Трактате о воспитании ума и самой жизни»:

– Ум должен стать незамутненным зеркалом! Не совершай ничего, что бы могло повредить обществу; сохраняй спокойствие, но оставайся деятельным все время.

– Кто занимается кэндо, может в своем поведении быть грубым или дерзким, а обладая определенным умением, может захотеть его продемонстрировать. Но всегда он должен помнить, что нужно избегать грубого поведения; следует уважать человеческие отношения, являя вежливость и не забывая нравственные обязательства; следует воздерживаться от насилия.

– Гордись собой, но гордость свою взвешивай на весах гражданского и воинского поприща, а не богатства и положения.

Страница 69