Размер шрифта
-
+

Популярная история спорта - стр. 68

Последователь этого стиля мастер Мидзуно Масакацу заявлял, что его целью является нанесение упреждающего удара, который не должен оставить врагу ни единого шанса: «Разить прежде, чем поразят тебя».

В период Токугава боевая техника яй трансформировалась в примитивный аттракцион, устраивавшийся в столице по праздникам. Актеры усаживались на мостовую и ожидали, пока вокруг соберется достаточно публики. В представлении никого не убивали, а просто демонстрировали искусство нанесения молниеносного удара и столь же стремительного возвращения меча обратно в ножны.

В анналах школ сохранились имена легендарных бойцов кэндо – таких, как Иидзаса Иэнао, основателя школы с длинным названием «Синтоистская школа храма Катори малой традиции Небесной души». Знаменитый самурай Миямото Мусаси прославился своим долголетием, что было редкостью среди представителей военной профессии. Одержав победу в 60 схватках, он умер от старости в своей постели. Заслугой мастера Мусаси стало введение в кэндо деревянного меча боккэн, являвшегося точной копией боевого оружия.

В мирную эпоху Токугава агрессивное кэндо наполнилось новым содержанием. Изменение философии произошло под влиянием мастера Одагири Сэкиэй из Эдо, призывавшего самураев направить свое искусство в сторону духовного совершенствования. Именно тогда возник современный термин «кэндо», предложенный учителем школы абэ-татэ-рю. Миролюбивые настроения в обществе определили смену принципов самой воинственной части населения Японии.

Появлением доктрины «разрешение проблем, не обнажая меча» (кэн-но синдзуй) идеология боевых искусств обязана бойцу Ямаоке Тэс-сю (1837–1888), основавшему школу итто сёдэн муто-рю. Зрелые годы мастера прошли в обстановке беспрерывных социальных конфликтов, вызванных падением сёгуната. Виртуозно владея мечом, он имел возможность вступать в схватку, зная о том, что противника ожидало поражение. Однако, следуя классическому представлению о чести бойца, Ямаока ни разу не обнажил меч в реальном бою.

Освобождение от традиций продолжилось введением безопасного снаряжения и нового тренировочного инвентаря. Если ранее обучение кэндо проходило в обстановке, приближенной к условиям реального боя, то в XVII веке стальные клинки заменили облегченным бамбуковым мечом, а предплечья разрешалось прикрывать защитными пластинами. Кроме того, воспитанникам школ Тораниси Кансин и Оно Тадакэ полагались шлем, забрало и нагрудник. Мастер Наканиси, руководитель школы итто-рю, изобрел защитную латную рукавицу. Спустя столетие тренировочный меч окончательно приобрел современную форму: легкий, удобный синай представлял собой пучок бамбуковых полос длиной 118 см, туго перевязанных в нескольких местах. Его нескользящая рукоятка из замши отделялась от лезвия небольшим кольцом; дополнительным удобством служила леска, условно обозначавшая тупую сторону меча.

Страница 68