Размер шрифта
-
+

Популярная история спорта - стр. 66

Замысловатая система подготовки практиковалась с самого основания школ и почти не изменилась в современной Японии. Она основана на восточной традиции постепенного постижения любого явления, медленного и скрупулезного углубления в сущность всякой области знаний. Ученик не мог стать мастером боевых искусств, всего лишь освоив приемы борьбы. Терпеливая и продолжительная работа над техникой совмещалась с формированием своеобразного мировоззрения, что являлось необходимым, поскольку человек, владевший джиу-джитсу, представлял собой грозную силу, сравнимую с самым совершенным оружием.

В Японии меч считался святыней, душой самурая, знаком его могущества и храбрости. Оттого все виды единоборств формировались под непосредственным влиянием фехтования. Самурая невозможно представить без знания техники владения мечом. Ни одна область буд-зюцу в Японии не существовала отдельно от кэн-дзюцу – искусства самурайского меча, без которого воин не мог одержать победу в поединке.

До эпохи Мэйдзи (1868–1912) фехтование на мечах также обозначалось термином «кэндо». Мастера вкладывали в это слово глубокий смысл, имея в виду широкий спектр понятий – от приемов ведения боя до морального облика воина, владевшего кэн-дзюцу. В кэндо меч представлялся средством воспитания личности, своеобразной точкой физической и психической концентрации, приводившей человека к слиянию с природой и постепенному «переходу к Вселенной».

В любой из крупных школ на тренировках по отработке техники владения шестом, дубинкой, серпом, кинжалом, багром, цепью партнером выступал человек с мечом. Ранее джиу-джитсу носило характер комбинированного рукопашного боя с использованием различных видов оружия. Истоки кэндо уходят корнями в I тысячелетие, когда большинство жителей островной страны не знали о существовании других наций. Вследствие полной изолированности японское искусство фехтования существенно отличалось не только от европейского, но и мало походило на китайское фехтование большими мечами.


Мастер рёто-дзукаи

Основным принципом бойца кэндо, по аналогии с джиу-джитсу, являлось выжидание, терпеливое изматывание сил противника, изучение его слабых сторон и мощные, смертельные атаки в конце схватки.

Сравнительно легкий меч бойцы держали двумя руками, а манипулирование одной рукой применялось в случае одновременного использования двух мечей разной величины.

Такой вид фехтования назывался рёто-дзукаи, и его постижение не представлялось возможным без совершенного знания приемов кэндо. Фехтовальщики школы великого мастера Миямото Мусаси, разработавшего стиль нито-рю, большим мечом с правой руки наносили удары противнику, а малым мечом отбивали атаки.

Страница 66