Популярная христология. Т. 3 - стр. 44
Петр Люкимсон пишет о еврейских ростовщиках в Риме того времени:
«Рано или поздно они (еврейские ростовщики. – В. К) должны были появиться и в Риме – особенно после того, как Иудея оказалась в зоне римского влияния».
Далее автор продолжает:
«И именно в Риме их ждала наиболее острая конкуренция с местными ростовщиками и банкирами. Любопытно, что в будущем эта геополитическая ситуация сохранится: именно купцы, ростовщики и банкиры из Италии будут выступать в качестве главных конкурентов евреев в этих областях на международной арене».
Здесь мы отметим, что на стороне еврейских ростовщиков было конкурентное преимущество, которое заключалось в том, что в Италии того времени местных ростовщиков преследовали гораздо более строго, чем иностранных (в данном случае еврейских).
Кстати, если говорить об Иерусалимском храме как банке, то надо иметь в виду, что он занимался не только активными операциями (т.е. размещением средств в виде кредитов – ростовщичеством), но также пассивными (т.е. привлечением средств). Под последними имеются в виду депозитные операции.
Храмы Древнего мира почти всегда осуществляли депозитные операции. В Древнем мире люди постоянно становились жертвами разбоя и грабежей, поэтому крайне важным для них был вопрос сохранения своего имущества.
Наиболее ценную часть своих накоплений (прежде всего золото и серебро в монетах и различных изделиях) они доверяли храмам, вернее богу, обитавшему в стенах храма.
В редкой теперь книге Пьетро Рота «История старинных банковских учреждений» мы читаем: «В отдаленные эпохи цивилизация была на такой низкой степени развития, что никому из подобных себе людей не были склонны оказывать неограниченное доверие; естественно, что они обращались к высшему существу – божеству, чтоб оно хранило и распоряжалось их деньгами.
Потому самым старинным банковским учреждением был храм». Опять-таки Иерусалимский храм не был в этом отношении исключением.
Храм Иерусалима был наиболее охраняемым и безопасным для хранения ценностей объектом, что сделало его своеобразным «сберегательным банком».
В Краткой еврейской энциклопедии отмечается:
«В храмовой казне также хранились вклады частных лиц, например, деньги вдов и сирот; однако по большей части это были вклады богачей. Эта часть храмовой казны была так велика, что Иосиф Флавий писал, что Храм был “главным хранилищем всего еврейского богатства”». Судя по всему, в этом хранилище находились средства не только граждан Иудеи, но также евреев зарубежной диаспоры.
Остается открытым лишь один вопрос: платил ли храм держателям вкладов процент и использовались ли вклады для выдачи кредитов или депозиты, по сути, оставались простой складской операцией?