Популярная христология. Т. 2 - стр. 44
«Царствовавший в эдесском городе Авгарь [Авгарь V бар Ману Уккама] послал живописца нарисовать похожее изображение Господа.
Когда же живописец не мог этого сделать по причине сиявшего блеска лица Его, то сам Господь, приложив кусок материи к своему божественному и животворящему лицу, напечатлел на куске материи Свой образ и при таких обстоятельствах послал это Авгарю по его желанию.
Икона Спаса Нерукотворного – канон для написания лика Христа – была написана по легенде с этого куска материи.
Впервые об иконах с изображением Христа, изготовленных сектой карпократиан, упоминает во 2-й половине II века Ириней Лионский.
Изображение Христа на иконах, фресках и мозаиках с ранних времён (II века) следует определённому прототипу, несколько видоизменяясь в соответствии с развитием техники живописи и местными условий.
Современные ученные, тоже не смотря на открытое сопротивление всех христианских церквей, проводят исследования по выяснению облика И.Христа в первую очередь это исследования по Туринской плащанице.
«Существует непризнанная в научных кругах версия, согласно которой на Туринской плащанице чудесным образом оказался запечатленным лик Иисуса Христа во время Его воскрешения из мёртвых. Туринская Плащаница представляет собой кусок древнего полотна чуть больше четырёх метров в длину и метра в ширину с отпечатком человеческого тела.
По преданию Иосиф, выпросив тело умершего Христа, «обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба» (Мк. XV, 43-47).
Независимые исследования, проведённые методом радиоуглеродного анализа, датировали возраст Туринской плащаницы в диапазоне XII—XIV веков, но выводы экспертиз оспариваются, и изучение реликвии продолжается».
Литературную реконструкцию образа Спасителя можно найти в исследовании Сапунова Б. В., в его труде «Земная жизнь Иисуса».
Туринская плащаница
Сапуновым Б. В образ Христа воссоздан по методу так называемой «Теории свидетельских показаний», используя агиографические тексты из известных источников: «Послание к Византийскому императору Феофилу» (829—842 гг.), «Житие Андрея Первозванного» монаха Епифания (IX в.) и так называемое «Письмо проконсула Лентула императору Тиберию и Римскому Сенату».
«Как светские, так и церковные историки считают достаточно подробное описание внешности Христа в указанных источниках не связанным с отображением реального облика Христа и, вероятно, основанным на сложившейся в иконографии стилистикой изображения Христа».
"Израильские и британские судебные антропологи, и программисты попытались восстановить возможный облик Иисуса Христа, основываясь на различных методиках археологических и анатомических исследований. Об этом сообщает CNN. Предлагаемое изображение Христа было создано в основном на базе разработок Ричарда Нива, специалиста в области медицины, работающего в Манчестерском университете.