Политическая преступность и революция - стр. 45
Известно, что сам апостол Павел был сначала ожесточенным врагом Христа.
Перед 1789 годом Робеспьер считался конституционалистом, и даже роялистом.
Английская революция до того времени, когда Карл I задумал арестовать четверых членов парламента, была антиреспубликанской, даже строго роялистской, но революционные идеи гнездились в умах народа, и самые усердные сторонники короля, не будучи слепы, первые ворчали против него после вышеупомянутой деспотической попытки.
Бунты вспыхивают обыкновенно из-за пустяков[70], под влиянием алкоголя, подражания, а чаще всего – климатических условий, как это я покажу далее, и прекращаются тем скорее, чем более бурно начались. Не опираясь на возвышенные идеалы, они или не достигают никакой цели или приводят к результатам, противным общему благу. Они очень часты у народов отсталых (например – на Сан-Доминго, в маленьких, средневековых республиках и в Южной Америке), а также среди необразованных классов народа и лиц слабейшего пола. Преступники участвуют в них гораздо чаще, чем честные люди.
Революции, напротив того, очень редки, никогда не совершаются у народов отсталых и всегда возникают по важным причинам и из-за возвышенных идеалов. Страстные люди, то есть преступники по страсти и гении, принимают в них участие чаще, чем преступники обыкновенные.
«Великие народные помрачения, – пишет Бонфадини[71], – те, которые оставляют за собою неизгладимые следы, суть почти всегда результаты причин нравственных, хотя бы предлогами для них и служили чисто экономические мотивы. Народы легко выносят даже крупные неудобства в практической жизни, если чувствуют, что душа их свободна. Но, если они чувствуют, напротив того, что свобода эта стеснена, то редко выносят даже экономическое благосостояние, даваемое им умелым правительством взамен свободы воли».
«Французская революция началась ропотом против хлебной монополии, а между тем первый акт насилия, совершенный народом, был направлен не против булочников, а против Бастилии. Восстание англичан против Стюартов началось отказом Гемпдена платить налоги, а между тем Карла I судили за презрение к правам и вольностям народа».
«Дело в том, что настоящие революции, такие, которые дают результат, всегда начинаются и проводятся мыслящими классами народа.
Глубокие и прочные изменения государственного строя создаются не руками, а идеями».
«Когда двигаются одни только руки, то происходит не революция, а бунт, героем которого является Мазаньелло, а не Кромвель и не Кавур».
Из этого следует, что если бунты кончаются со смертью вожаков, то революции, напротив того, получают от таких смертей новый толчок, и если вначале они не блещут успехами, то кончают обыкновенно полной победой, в противоположность бунтам, которые только в самом начале и кажутся победоносными.