Полисистемное исследование индивидуальности человека - стр. 52
Специфические черты этнического характера удмуртов можно объяснить через особенности исторического развития (этногенеза) финно-угорских народов Поволжья. Общинные формы землепользования, сложная система семейно-родовых и аграрных культов в прошлом оказали большое влияние на систему социальной организации, семейного и общественного быта и все другие формы жизнедеятельности народа, что непосредственно отражалось на его психологии. Общинная (коллективная) жизнедеятельность способствовала возникновению зависимости человека от группы, где трудолюбие, конформность, скромность являлись теми качествами, которые обеспечивали оптимальность коллективного существования в больших общинах.
Кроме того, в каждой культуре implicite существует модель совершенного человека. Она создает своеобразный идеал, вобравший в себя все необходимые и лучшие качества, которыми стремится обладать культурное общество; идеал, заключающий в себе цель, задачи воспитания и самовоспитания. Он строг, компактен, понятен и ребенку, и взрослому. Стержнем характера совершенного человека в удмуртской культуре являются трудолюбие, миролюбие, ум, доброта, глубокая любовь к малой родине, уважение старших, кротость, тихость, скромность[8]. Культура, как отмечала М. Мид [25], фактически создает тип личности с необходимыми для оптимального функционирования этноса ее чертами.
Если сопоставить результаты исследования этнического характера удмуртского народа с данными исследования особенностей проявления их психодинамических свойств, то не представляет труда найти их прямое согласование. Эмоционально-динамические паттерны этнотипичного стиля коммуникативной активности удмуртов, условно названного «сензитивным – низкодинамичным», вернее всего будут соотноситься с характерологическими чертами с преобладанием конформных тенденций и конъюнктивных проявлений, составляющими «типовые программы» культуры удмуртского народа. Стало быть, выдвинутая гипотеза подтверждается.
Очевидно, что этническая культура, содержащая в себе защитные механизмы, выполняет сохранную функцию по отношению к этнической группе в плане создания и преобразования как окружающей действительности, так и самих индивидов с целью успешной их адаптации к условиям жизнедеятельности с учетом их природных особенностей. Она обеспечивает своих представителей теми качествами-ценностями, которые согласуются с их природой.
Выводы
На основе проведённых исследований можно говорить о том, что модель эмпирических исследований этнической индивидуальности человека и/или группы людей, связанных этнокультурной принадлежностью, строится на основе следующих теоретико-методологических положений.