Размер шрифта
-
+

Полисистемное исследование индивидуальности человека - стр. 34

Предложенный Б. А. Вяткиным [9, 15] и Л. Я. Дорфманом [12, 13] в русле развития теории ИИ полисистемный подход к изучению интегральной индивидуальности человека позволяет рассматривать ИИ и социальную действительность как различные по своему строению системы, неконгруэнтные друг другу, подчиняющиеся специфическим закономерностям, отличным друг от друга. Эти системы – одновременно независимые и зависимые, взаимопроникающие и взаимообособливающиеся, изменяющие другие системы и изменяемые под их влиянием. Значит, ИИ, с одной стороны, является автономной системой, обладающей имманентным набором свойств и качеств, с другой – зависимой от социальной действительности, запечатлевающей в себе и активно воспроизводящей ее особенности. Положение о том, что ИИ и социальная действительность одновременно выступают как самостоятельные системы и зависимые друг от друга подсистемы определило двойственность качественной определенности ИИ и социальной действительности, а также двойственный характер их взаимодействия (Л. Я. Дорфман [12]).

2. Принцип двойственности качественной определенности индивидуальности и этнического мира

Каждый субъект как некая индивидуальность включен в свой «жизненный мир» (С. Л. Рубинштейн [29]), представляющий собой ареал объективной реальности, всегда различный, обусловленный степенью значимости его материальных и идеальных объектов, ранжированных в зависимости от общности групповой (семья, группа, этнос, государство и др.) принадлежности человека. Жизненный мир, с которым взаимодействует индивидуальность, является также способом организации и развития жизнедеятельности последней.

Для каждой индивидуальности как субъекта определенной этнической общности свой жизненный мир – это прежде всего этнический мир [15, 34], представленный совокупностью элементов этнокультурной среды. К материальным объектам этнического мира относится система означенных объективированных элементов материальной и духовной культуры этноса, а также сама индивидуальность (человек) и окружающие ее люди (члены конкретной этнической общности), пребывающие в этом мире как объективная реальность. Под этнической культурой подразумевается совокупность тех культурных элементов и структур, которые являются носителями этничности, выполняя как этнодифференцирующую функцию в рамках соотношения «мы – они» [28], так и этноинтегрирующую, способствуя осознанию единства этнической общности [7]. К ней относятся этноним, происхождение и историческое прошлое членов этноса, этническая территория, язык, религия, обряды, традиции, ритуалы, народное творчество, национальная литература и искусство, национальная одежда, пища, жилье и другие элементы различных подсистем и сфер этнической культуры.

Страница 34