Покаяние очищает душу. По творениям святителя Филарета Московского - стр. 3
Дни земные приходят и проходят, и вечное Царство Небесное становится ближе и ближе. Царство благодати и спасения приблизилось и открылось уже давно через спасительную проповедь Господа нашего Иисуса Христа, через Его спасительную для нас крестную смерть и воскресение, через обильное излияние Святого Духа на апостолов, через распространение христианской веры во все концы вселенной, – через что и мы во святом крещении сделались сынами и наследниками Царства Небесного. Приближается новое более торжественное откровение Царства Небесного, как Царства славы и блаженства. Предреченные Господом знамения времен указывают сие великое событие со дня на день ближе. Востанет, – сказал Он, – язык на язык, и царство на царство: и будут глади и пагубы, и труси по местом. Вся же сия начало болезнем (Мф. 24, 7, 8). Сколько раз уже являлось сие начало последних времен! Как грозно было сие знамение между прочим и в сей самой области в дни наши! За умножение беззакония, – говорил еще Господь, – изсякнет любы многих (12). О, как беззаконие умножается! О, как возлюбленная любовь иссякает. И проповестся сие Евангелие Царствия по всей вселенней (Мф. 24, 14), – предрекал Он еще; и оно проповедано и проповедуется. Что далее? И тогда приидет кончина (Мф. 24, 14). Когда? Я не знаю; не знают ни Ангели на небе (Мф. 24, 36), но знаю, и вам сказано, и теперь напоминается, что кончина придет точно в такой час, как нынешний, в который о том не знают и не полагают, чтобы то был час кончины, который, как сеть рыбу, захватит живущих на земле; знаю и не трудно всякому понять, что если время за тысячу восемьсот лет до нашего называлось уже кончиною лета, то наши дни, конечно, еще ниже висят на конце веков, над бездною вечности; знаю, что Тот, Который проповедовал во Иудеи и в Галилее, что приближися Царствие Небесное, вновь подтверждает в Иоанновом Откровении: время близ, и даже клянется: ей! гряду скоро (Апок. 22, 10, 20).
Покаемся, братия, и принесем плод, достойный покаяния, пока последний, решительный для всех или для каждого в особенности, час, то есть час ожидаемого пришествия Христова и великого суда, или час смерти, за которым также ничего не видно далее как суд, – пока сей великий час не постиг нас, беспечных, как потоп современников Ноя, как огнь и жупел сограждан Лота. Покаемся не на день, в который очищаем свою совесть перед служителем алтаря, но на все последующее время жизни. Покаемся и не только дела злые оставим, что и неверующие частью делают, избегая осуждения от человеков, но и сердца от страстей и похотей очистим, и помышления исправим, да будем благоугодны Испытующему сердца и утробы. Не будем обеспечивать себя во грехах наших тем, что много подобных нам грешников или и все грешны; может быть, те, которые кажутся нам по внешности подобными нам грешниками, много успели во внутреннем сердечном покаянии и в тайных добродетелях; притом, несмотря ни на какое число,