Покаяние очищает душу. По творениям святителя Филарета Московского - стр. 2
Приближися Царство Небесное. Из сего приближения Царства Небесного Божественный Наставник извлекает то заключение, что должно покаяться. Покайтеся, приближися бо Царствие Небесное.
Покаяться – значит переменить прежние мысли, как погрешительные, оставить прежние желания, как безрассудные и суетные, прежние дела, как достойные осуждения и погибельные, и воспринять новые мысли, а следственно и желания, и дела.
Подлинно, надлежало покаяться иудеям, когда приближалось Царство Небесное, когда явился между ними Спаситель мира. Они думали о царстве земном, а им возвещается Царство Небесное: надобно переменить мысли земные на небесные. Они, как блаженства, желали изобилия и богатства, власти и славы между народами, а им проповедуют, что блаженны нищие духом, алчущие и жаждущие правды, изгнанные правды ради: надобно переменить желания чувственные и страстные на духовные и бесстрастные. Они слегка и наружно исполняли принятые обряды набожности, а оставляли вящшая закона, суд и милость и веру (Мф. 23, 23), и, хвалясь законом, преступлением закона, как обличает их апостол, Бога бесчествовали (см. Рим. 2, 23); надобно было переменить дела лицемерно благовидные или явно беззаконные на дела внутренне добрые и чистые и начать новую жизнь, которой бы Бог прославлялся в душах и телах.
Так должно разуметь проповедь Господню о приближении Царства Небесного в отношении к первоначальным ее слушателям – иудеям. Но и мы, братия, не находимся ли между слушателями сей Божественной проповеди? Не взывает ли Господь и к нам ныне в Евангелии: покайтеся, приближися бо Царствие Небесное? Иудеи большею частью не вняли проповеди Господней, и ветхий Иерусалим, понеже не разуме времене посещения Его (Лк. 19, 44), разрушился у самого основания Царства Небесного. И вы блюдитеся, како слышите (Лк. 8, 18).